Куда идет человек после защиты диплома? Правильно,
праздновать заслуженную победу. Но вместо этого певица Диана Гурцкая,
защитившая, как писал «МК», работу, написанную азбукой для слепых, отправилась в
Общественную палату на открытую линию по проблемам детей-инвалидов в системе
образования. Ассистировал дипломированной певице замминистра образования и
науки Игорь Реморенко.
Вопросы родителей касались положения детей с
ограниченными возможностями на всех «этажах» образования: от детского сада до
университета. И это понятно: тонкостей и нюансов, не говоря о явных проблемах,
в этой области у нас немало.
— К нам обращаются родители, которым «из-за отсутствия
условий» образовательные учреждения отказали в приеме детей-колясочников или
незрячих ребят. Что надо сделать, чтобы такие условия были, а дети-инвалиды
могли интегрироваться в обычные школы? — переадресовала Гурцкая наболевший
вопрос представителю Минобрнауки.
Как оказалось, из 450 тыс. маленьких россиян с
ограниченными возможностями 210 тыс. учатся в специальных учреждениях (в том
числе, 130 тыс. — детей с нарушениями интеллекта); 110 тыс. — в специальных
классах обычных школ (правда, по специальным программам); а 138 тыс. — в
обычных классах, хотя пользуются при этом дополнительной помощью учителей,
психологов или логопедов. Еще 25 тыс. детей-инвалидов учатся на дому, и это, по
словам Дианы, нехорошо: «ребенок не должен жить в резервации, а обязательно
должен социализироваться, общаясь со сверстниками».
Зато, разъяснил Игорь Реморенко одной из позвонивших,
у ребенка есть возможность полноценно учиться, находясь на длительном лечении в
больнице или санатории. Часть крупных лечебных учреждений (например,
Гематологический центр) наделены статусом организации, обеспечивающей обучение,
и продолжить учебу там проще простого. В остальных случаях, чтобы ребенок
получил статус надомника, надо обратиться в ближайший муниципалитет, и тогда в
больницу будут приходить учителя из местной школы.
Можно, как оказалось, сдать в больнице даже ЕГЭ. Надо
лишь обратиться в комиссию ЕГЭ по месту лечения, и в больницу прибудут ее
официальные представители с запечатанным пакетом экзаменационных заданий. Ну а
если кто из детей с ограниченными возможностями не планирует учиться дальше, он
может сдать выпускные экзамены в традиционной форме, напомнил замминистра.
Очень важным для детей с проблемами здоровья является
вопрос о льготах при поступлении в вузы. По новым правилам, разъясняют в
Минобрнауки, на сегодняшний день осталось несколько видов таких льгот:
— На прием без вступительных испытаний могут
рассчитывать лишь победители заключительного, международного этапа
Всероссийской олимпиады школьников (таких набирается около полутора тысяч
человек в год, но отдельная категория инвалидов среди них не выделяется). А вот
зачисление по специальным квотам ребят, сдавших экзамены на положительные
оценки, распространяется и на инвалидов. Преимущество на их стороне окажется, и
если на одно место претендуют два абитуриента с равными баллами. Основной же
льготой является бесплатный прием детей с ограниченными возможностями на
подготовительные отделения вузов.
— К 1 июня, — подчеркнул Игорь Реморенко, — все вузы
должны опубликовать на своих сайтах полную информацию об имеющихся бюджетных
местах, а также о том, с какими льготами они будут принимать студентов.
— Обращаюсь к родителям: образование — это самое
главное! Поэтому пишите нам и звоните, — завершила работу открытой линии Диана
Гурцкая. — И ничего не пугайтесь, какая бы ситуация со здоровьем ни была у
ваших детей! Главное, чтобы они жили!
Марина Лемуткина
Источник: www.mk.ru
http://www.dislife.ru/flow/theme/24564/#more
|