Детский сад № 90
«Цветик–семицветик» — одно из немногих дошкольных учреждений комбинированного
вида, которое посещают малыши с нарушениями зрения. О том, чем оно уникально,
рассказала его заведующая Зинаида Кисаева.
Необычность
этого детского сада в том, что его воспитанники не только здоровые дети, но и
ребятишки с нарушениями зрения: косоглазием, астигматизмом, близорукостью или
дальнозоркостью и так далее. Это дает возможность последним подготовиться к
школе, а в будущем и адаптироваться к ней, научиться строить новые отношения,
познавать мир, общаться как со сверстниками, так и с педагогами, не бояться
пробовать себя в чем–то новом.
— И самое главное, — говорит
Зинаида Николаевна, — что от совместного пребывания в группах здоровых детей и
малышей с проблемным зрением выигрывают и те и другие. Здоровые становятся
более терпеливыми, понимающими и готовыми всегда, если потребуется, прийти на
помощь, а у кого проблемы со зрением, они не только учатся доверять миру, но и
узнают другие его стороны, не ограниченные квартирой и родителями. Дети как бы
обучают друг друга.
Для детей с
нарушениями зрения в этом саду предусмотрен щадящий режим. На занятиях делается
больше пауз, во время которых выполняется зарядка для глаз. В первую половину
дня они получают лечение, которое назначает Надежда Владимировна Гладышева,
врач–офтальмолог, курирующая детский сад. Такое лечение стало возможным
благодаря оборудованному современной медицинской аппаратурой глазному кабинету,
и часто к моменту поступления в школу большинство глазных проблем решается.
Бывает и так, что улучшить зрение удается еще в детском саду, и тогда ребенок
переводится в обычную группу к здоровым ребятишками.
В этом кабинете могут
получать лечение сразу четверо малышей. Он работает весь учебный год — с
сентября по июнь. Стены там темного цвета, и не только для того, чтобы дети не
отвлекались, но и для более эффективного светолечения, когда свет в глаза
должен идти направленно. Вся аппаратура закупается через медицинские фирмы
Питера и Москвы. А Зинаиде Николаевне удалось наладить сотрудничество со
специалистами Московского института коррекционной педагогики.
— Очень важно в
нашей работе с детьми, у которых есть проблемы со зрением, — делится Зинаида
Кисаева, — тесное сотрудничество с их родителями. Это именно та ситуация, когда
работа с семьей неотделима от работы воспитателей, психолога и медиков. Если
нет этого взаимодействия, то изученный в детском саду материал дома не будет
закрепляться. Более того, если мама с папой не знают и не понимают методики, по
которой мы работаем с детьми, они могут только навредить. Именно поэтому для
родителей проводятся специальные занятия, на которых врач разъясняет родителям
ситуацию со зрением, рассказывает, что можно, а что нельзя делать. К счастью,
наши родители четко понимают, что положительный результат у ребенка появится
только тогда, когда мы будем работать все вместе: мамы и папы, специалисты
детсада и врачи.
И все же чем
раньше родители начнут заниматься ребенком, его лечением и адаптацией к
дальнейшей жизни, тем больше шансов если не восстановить зрение полностью, то
значительно улучшить его и закрепить полученный результат. И тем легче ему
будет строить отношения со сверстниками и окружающими в дальнейшем. Дети
обучают своих сверстников гораздо быстрее и понятнее, чем взрослые. Здесь
работает принцип «равный равному», и при этом нет жалости друг к другу. Они же
непосредственные: если злятся, то злятся на полную катушку, так же радуются,
огорчаются, любят. А взрослые чаще всего детей, у которых есть проблемы,
стараются оберегать, щадить. Маленькому ребенку проще привыкнуть к новому
окружению, легче освоиться в нем, когда он еще не видит своей отличности от
других и не замечает ограничений, связанных с его болезнью. А вот повзрослев,
ребятня начинает стесняться очков. В итоге возникают не только трудности в
общении со сверстниками, но и целый букет психологических проблем.
В саду 11 групп,
из них четыре специализированных и семь для здоровых детей. Одну из четырех
специализированных — так называемую глазную группу — посещают дети с тяжелыми
нарушениями зрения, по нормам их не должно быть больше десяти. Другие три
являются смешанными или, как еще говорят, компенсирующими, в них ходят как
здоровые, так и слабовидящие дети. В смешанных группах по 15 человек: пять с
нарушениями зрения и десять здоровых. Такая пропорция соблюдается, чтобы, например,
когда дети идут на какие–либо занятия, между двумя зоркими малышами находился
один с плохим зрением, и здоровые ребятишки при необходимости могли ему помочь.
В глазную группу
приводят детишек пяти–шести лет, родители которых по каким–то причинам не
смогли устроить их в детский сад раньше. После того как дошкольник освоился в
этой группе, он переходит на новый этап и попадает в смешанную. И именно в этом
переходе и заключается смысл подготовки ребенка к школе и адаптация его к
дальнейшей жизни.
Особое внимание на
занятиях уделяется мелкой моторике. Если мелкая моторика развита, то хорошо
работает и головной мозг. Зинаида Николаевна говорит, что дети с проблемным
зрением трудолюбивее здоровых. Они понимают: чтобы чему–то научиться им, в силу
своего заболевания, нужно затратить больше усилий. Они пытаются компенсировать
нехватку зрения и стараются наверстать упущенное и получить все знания, которые
им даются и которые они впитывают как губки. Помогает в обучении и реабилитации
сенсорная комната.
А благодаря педагогам
пространство детского сада стало максимально удобным для слабовидящих
ребятишек. Так, например, на перилах наклеены шершавые ленточки, и поскольку
осязание у таких детей развито сильнее, то подобные «подсказки» позволяют им не
только ориентироваться в пространстве, но и увереннее чувствовать себя. В
качестве «подсказок» выступают и всевозможные графические изображения на полу,
стенах, подоконниках, зигзаги, «классики», «следы» птиц и зверей. Они не только
стимулируют двигательную и игровую активность, но и показывают новые
возможности движений и действий. В тренажерном зале для того чтобы ребенок
чувствовал себя безопасно и ориентировался в пространстве, на тренажеры
подвешивают колокольчики.
Проводятся
специальные занятия и для детей с хорошим зрением. Чтобы тем было понятно, как
чувствует себя их слабовидящие сверстники, воспитатели играют с ними в игру,
похожую на «Жмурки», или просят ребят закрыть ладошкой один глаз и походить по
игровой комнате, а потом поделиться своими впечатлениями. Получив такой опыт,
здоровые дети начинают бережнее относиться к тем, у кого есть проблемы со
зрением. Проводится для ребят песочная и водная терапия, которая позволяет
снимать эмоциональную напряженность и улучшить самочувствие.
— В этом году, —
рассказывает Зинаида Кисаева, — у двоих наших детей была снята инвалидность.
Родители привели их примерно в полтора года, то есть тогда, когда идет активное
формирование и укрепление глазной мышцы. Благодаря тому что дети своевременно
получили необходимую медицинскую и психолого–педагогическую помощь, и стал
возможен такой прогресс.
Попасть в
специализированные группы детского сада можно только по направлению
врача–офтальмолога. Набор на новый учебный год начинается с апреля и уже к
сентябрю определяется то количество детей, которое придет на обучение и лечение
в этот детский сад.
Наталья Черкашина,
Александр Вакуленко
Источник: gazetazp.ru
http://www.dislife.ru/flow/theme/14255/#more
|