Равные права-неравные возможности.
Автошколы, не готовые принять на обучение инвалидов, могут остаться без лицензий. С таким предложением недавно выступила Общественная палата РФ. Де-юре, многие школы проверку на наличие специальных условий прошли, на деле же сегодня лишь 3-5% автошкол готовы к работе с особыми учениками.
Председатель комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимир Слепак и председатель комиссии по поддержке семьи, детей и материнства Диана Гурцкая направили обращение вице-премьеру Ольге Голодец с просьбой проверить готовность автошкол к обучению инвалидов.
"Предложение родилось по итогам "горячей линии" с регионами, в ходе которой инвалиды пожаловались на отсутствие в автошколах машин с ручным управлением и отказы в приеме на обучение", — рассказал "Росбалту" Владимир Слепак.
Собеседник агентства напомнил: в прошлом году Россия ратифицировала конвенцию ООН о правах инвалидов, которая предполагает снятие барьеров во всех сферах жизни. Эксперт недоумевает, как вообще при нынешнем законодательстве автошколы могли пройти проверку, не имея специальных условий для инвалидов. По его словам, в отношении таких школ нужно как минимум приостанавливать действие лицензии.
"Мы считаем, что порядок лицензирования должен предусматривать не только формальные обязательства. Автошколы должны создавать условия для инвалидов в своих стенах. Более того: они должны заехать за инвалидом и привезти его на площадку, где проходят занятия, и отвезти обратно. Тогда можно говорить о государственном лицензировании", — убежден Слепак.
Действительно, с принятием закона об образовании и внесения изменений в ФЗ "О безопасности дорожного движения" все автошколы считаются профессиональными организациями, которые готовят профессиональных водителей. Эта новелла обязывает их создавать условия для обучения людей с ограниченными возможностями здоровья, заметил председатель правления НП "Гильдия автошкол" Сергей Лобарев. "Де-юре, многие автошколы проверку прошли и получили соответствующие разрешения, но письма от граждан в нашу юридическую службу говорят об обратном. Часто нам жалуются на то, что автошколы вроде готовы принять на обучение, но нет то подвижного состава, то педагогов. Наш мониторинг (а мы имеем представительства в 51 регионе) показал, что лишь 3-5% автошкол по стране готовы принять инвалидов", — констатировал Лобарев.
С тем, что условия для обучения людей с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы, эксперт не спорит. В то же время, в Москве, скажем, на 110 тыс. водителей, выпускаемых автошколами ежегодно, лишь 50-60 человек — с инвалидностью. Стоит ли приобретать всем 150 автошколам столицы специализированный подвижной состав, держать в штате преподавателей, приспосабливать здания, врезать лифты, обустраивать туалеты, если все это так и останется невостребованным. Кроме того, такой апгрейд существенно удорожает обучение — на 30%.
Проверка, о которой просят члены ОП РФ, могла бы дать нам объективную картину, но приостанавливать работу автошкол за отсутствие условий для инвалидов не стоит, считает Лобарев.
Того же мнения придерживается директор автошколы для инвалидов "Надежда" Алла Соловьева: содержать в каждой школе специализированный автомобиль, инструктора — нецелесообразно. Тем более, что одной универсальной машины с ручным управлением недостаточно: должно быть минимум три — разные, чтобы инвалид мог выбрать для себя наиболее удобную.
"Достаточно найти одну-две школы, которые занимались бы этим на постоянной основе", — резюмировала Соловьева.
По мнению Лобарева, наличие специализированных учреждений необходимо прописать в федеральном законодательстве, и обеспечить их поддержкой государства, возможно, из средств федеральной целевой программы.
"По нашим подсчетам, если законодатели пересмотрят формальный подход к обучению инвалидов и начнут создавать по настоящему комфортные условия для их обучения, количество водителей среди этой категории возрастет в 3-4 раза", — заметил собеседник агентства.
Правда, сегодня с этим туго, признается Соловьева. Если школы и принимают инвалидов на обучение, то об условиях можно говорить с большой натяжкой. "Как правило, учебные аудитории расположены на втором этаже — подняться наверх инвалидам помогают волонтеры. Туалет не приспособлен. Есть две школы, которые пытаются наладить работу, но они принимают далеко не всех. Люди без руки, с ДЦП попадают в стоп-список", — делится директор автошколы.
По мнению Лобарева, в изменениях нуждаются и сами программы: необходимо законодательно разделить программы для профессионалов и любителей, поскольку сегодня инвалиды вынуждены слушать практически 60 часов того, что им никогда не пригодиться — модуль рассчитан на профессиональных водителей.
На этом фоне едва ли не единственная в столице специализированная автошкола "Надежда", работавшая со всеми категориями инвалидов, приезжавших на обучение даже из регионов, вынуждена прекратить существование. "С самого открытия центра работа строилась таким образом: инвалиды самостоятельно изучали теорию, и приезжали только на вождение. Аудитории для проведения экзаменов предоставляли колледжи. Но поскольку экстерн отменили, содержать школу стало накладно. Раньше помогал московский департамент соцзащиты — 1,3 млн рублей в год, но с прошлого года школе и в этом отказали, видимо, решив: раз инвалиды могут позволить себе авто, то смогут оплачивать обучение", — посетовала Соловьева.
В мае "Надежда" выпустила последних учеников. Школа закрыта. Сейчас директор пытается пристроить в надежные руки переоборудованный транспорт и инструкторов, каждый из которых — на вес золота.
По мнению собеседницы "Росбалта", сесть за руль инвалидам мешает не столько отсутствие условий в автошколах. Желающих получить права существенно поубавилось с отменой в 2010 году "транспортных" льгот. Раньше, к примеру, за обучение в автошколе платило государство, сегодня инвалидам приходится выкладывать 40-50 тыс. рублей из собственного кармана.
Потратиться придется и на переоборудование авто: от 10 до 180 тыс. рублей в зависимости устройства авто. Не говоря уже о том, что количество инвалидов, которые могут позволить себе автомобиль, весьма ограниченно — государство больше не выделяет на это средств, подчеркнула руководитель общественной организации инвалидов "ИнАвто" Лариса Морозова.
"В Москве почти три тысячи инвалидов — членов нашей организации — за рулем. В Вологде таких — 200, в Питере — около полутора тысяч. Большей частью это люди, которым некогда удалось получить деньги на машину от государства", — заметила собеседница "Росбалта".
Она подчеркнула: раньше государство выплачивало 60% от стоимости Оки. Кроме того, ежегодно инвалидам выделяли деньги на бензин и ремонт. Получение прав, регистрационных номеров, снятие с учета — все было бесплатно. Сегодня все траты легли на плечи самих инвалидов. Отсюда и невысокий спрос на услуги автошкол.
Меж тем, единственный путь инвалидов в полноценную жизнь — личный авто, убеждена глава "ИнАвто". Морозова сама — инвалид: больные суставы не позволяют ей много передвигаться по городу. "Я бы, конечно, не смогла приехать из Чертаново на улицу Народного ополчения, не будь у меня машины. Все разговоры о том, чтобы приспособить городской транспорт — лишь разговоры. Магазин, аптека, банк, ребенка в школу отвезти: вся жизнь — в автомобиле", — поделилась она.
Отметила Морозова и еще одну проблему: по новому регламенту, который вступил в силу с июня, инвалид может купить авто только с коробкой автомат, то есть, на 200-300 тысяч дороже механики. "У нас своя мастерская по установке ручного управления. Мы переоборудуем машину, а инвалид не может ее зарегистрировать. Приходится "ездить так". Вроде к инвалидам не придираются. А купить автомат не каждому по карману", — резюмирует Морозова.
На днях депутат Госдумы от "Единой России" Сергей Поддубный выступил с инициативой вернуть льготу и возобновить выдачу инвалидам автомобилей. По словам парламентария, социальное такси, о котором в последнее время столько разговоров, не способно заменить личный транспорт: слишком дорого, но главное — планировать выезды нужно едва ли не за месяц вперед.
По мнению собеседника "Росбалта", возвращение льготы должно стать первым шагом на пути к трудоустройству инвалидов. "Со стороны государства это будет скорее не трата, а вложение в будущее", — убежден Поддубный.
www.rosbalt.ru
http://aupam.ucoz.com/news/ravnye_prava_neravnye_vozmozhnosti/2015-06-09-730
|