Право на образование
Согласно
Конституции* РФ, право на бесплатное образование имеет каждый человек, в том
числе ребенок, в каком бы состоянии он ни находился. Обязанность обеспечить
каждому ребенку гарантированное государством право на образование возложено
государством на органы управления образованием* . Таким образом, закрытие для
какого-либо ребенка доступа к образованию расценивается теперь в России — и во
всем цивилизованном мире — как дискриминация. И хотя фактически разделение
детей на «обучаемых» и «необучаемых» существует в нашей стране и поныне, равно
как и вытеснение детей с проблемами развития из системы образования либо
смещение на ее более низшие ступени,— сегодня применение термина «необучаемый»
по отношению к любому ребенку, в каком бы состоянии он ни находился,
оказывается вне закона. Этой законодательной установки вполне достаточно, чтобы
пресечь попытки местных образовательных властей лишить ребенка образования.
В
соответствии с Конституцией РФ, Российская Федерация является социальным
государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждый, без каких-либо
исключений, имеет право на образование. Государство гарантирует общедоступность
и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального
образования (ст.ст. 7, 43 Конституции РФ).
Положения Конституции РФ разъясняются в Федеральном законе от 10 июля 1992 г.
№3266-1 «Об образовании».
Так, в соответствии с п.3 ст.2 указанного Закона одним из принципов
государственной политики в области образования является общедоступность
образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития
и подготовки обучающихся, воспитанников.
Статья 5 Закона «Об образовании» устанавливает государственные гарантии прав
граждан Российской Федерации в области образования: гражданам Российской
Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола,
расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста,
состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения,
наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по
признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть
установлены только законом.
Особо следует отметить, что в соответствии с п.6 указанной статьи государство
создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими
образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе
специальных педагогических подходов.
При этом, в соответствии с п.2.1 ст.28 Закона «Об образовании» обеспечение
государственных гарантий прав граждан в области образования подлежат ведению
Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и
органов управления образованием.
Также в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации», одним из основных
направлений реабилитации инвалидов является их обучение и образование (ст.9
Закона).
Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и
органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и
образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования,
среднего профессионального и высшего профессионального образования в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные
меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего
типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их
пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные
дошкольные учреждения.
При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих
или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления
образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей
обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной
программе на дому.
Порядок воспитания и обучение детей-инвалидов на дому, а также размеры
компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными
нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными
обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации (ст.18 Закона).
Признание детей с отклонениями в развитии «необучаемыми» нарушает
конституционные права детей-инвалидов на образование. Они не могут быть
исключены из школы, т.к. нельзя «выкинуть» ребенка из школы в никуда. Возможны
следующие варианты: перевод ребенка в специальный (коррекционный) класс в школе
и направление ребенка в специальное (коррекционное) образовательное учреждение,
но не в реабилитационный центр, которые является не образовательным, а
медицинским учреждением.
При этом, в соответствии с п.25 Типового положения о специальном
(коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с
отклонениями в развитии (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997
г. №288) и п.30 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утв.
Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. №196), направление детей в
коррекционное учреждение и перевод (направление) обучающихся в специальные
(коррекционные) классы осуществляется органами управления образованием только с
согласия родителей (законных представителей) и по заключению
психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.
И, как отмечалось выше, в соответствии со ст.18 Закона «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации», только при невозможности осуществлять
воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и
общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные
учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной
общеобразовательной или индивидуальной программе на дом
http://neprekasaemie.ru/pravo_na_obrazovanie
|