Наверное, любой здоровый человек
боится оказаться на месте инвалида. Но больше, чем инвалида, мы боимся самих
себя: люди с трудом представляют, как общаться с инвалидом, боятся сделать что-нибудь
неправильно. Мы совершенно спокойно общаемся с самыми тяжело больными людьми,
если не знаем, что это инвалиды. Но если вдруг нам становится известно, что у
человека искусственный орган, мы сразу пугаемся. Нам кажется, что такой
человек должен очень сильно отличаться от нас, с ним надо как-то иначе
обращаться. Только при этом мы не знаем как. Вот и начинаем бояться.
А почему больше всего инвалидов боятся дети? Может, детей стоит оградить
от их общества? Или, наоборот, приучать?
Больше всего инвалидов боятся взрослые, и именно взрослые передают свой страх
детям. Ребенку достаточно объяснить, что человек сильно хромает из-за того,
что у него повреждены ноги. Надо доступно объяснить, что именно
"болит" у инвалида с детским параличом, обширным ожогом лица или
другими необычными внешними проявлениями. Как только ребенок понимает в чем
дело, он перестает бояться. Я заметил, что легче всего со слепо-глухим
профессором Александром Васильевичем Суворовым общаются именно дети. Он сам
объясняет им, что не может видеть и слышать из-за того, что в детстве сильно
болел, но хочет с ними подружиться, ему интересно их общество. Представьте
себе, дети прекрасно понимают это и начинают воспринимать Александра
Васильевича совершенно спокойно, естественно. И буквально через час после
знакомства, в то время когда их родители боязливо держатся в сторонке, дети
радостно играют с ним, смеются, лазают по его крупной фигуре, как по дереву,
и непринужденно пишут или рисуют на его большой ладони все то, что хотят ему
сообщить.
Обычно ребенок сразу вписывает ровесника-инвалида в свою картину мира,
начинает воспринимать его как обычную часть детского населения земли. Другой
вопрос – было бы очень хорошо, чтобы взрослый объяснил ребенку правила игры:
что можно, а что нельзя делать в отношении его друга-инвалида. Например, Саше
нельзя бегать, потому что у Саши "ножки болят". А это означает, что
нельзя хватать Сашины игрушки и убегать от него, "ведь это нечестно,
Саша не может тебя догнать". Неправильно уговаривать Сашу играть в салки,
потому что "ты можешь бегать, а Саша делать этого не может, зачем же его
дразнить, ведь Саша переживает".
Но при этом взрослые не вправе требовать, чтобы здоровый ребенок отдавал все
свои конфеты ребенку-инвалиду или поддавался ему в играх. Это несправедливо,
потому что нарушает принцип равенства детей. Самое трудное в общении здоровых
детей и детей-инвалидов – это справедливое уравнивание возможностей. Здоровый
ребенок должен научиться не злоупотреблять своими преимуществами, не
самоутверждаться за счет больного. Ребенок-инвалид – не злоупотреблять
лучшими качествами своего здорового друга – добротой, справедливостью и
стремлением помочь слабому.
Главное – это воспитание честности, справедливости и умения сопереживать.
Разве в жизни каждого из нас не наступит момент, когда мы сами окажемся в
зависимости от того, насколько честными, порядочными и справедливыми выросли
наши дети? Я думаю, что это ясный ответ на вопрос, ограждать или не ограждать
своих детей от общения с людьми, имеющими инвалидность
Какие главные психические и психологические проблемы у инвалидов?
– Одна из главных проблем – это одиночество, невозможность полноценного
общения. Например, у тебя есть близкий друг, но он живет на другом конце
города. Для того чтобы встретиться, кому-то из вас необходимо выйти на улицу
и добраться до дома своего друга. А если вы оба плохо ходите или
передвигаетесь в коляске, городской транспорт для вас обоих недоступен, вы не
сможете попасть в автобус, троллейбус, трамвай или метро. Кроме того, для
человека в инвалидной коляске непреодолимым препятствием является любой
перекресток и переход через улицу. Простой бордюр становится препятствием для
человека в коляске. Если есть телефон, люди общаются по телефону. А если нет?
Кроме того, сейчас начинают подниматься цены на услуги телефонных станций. А
у инвалида только грошовая пенсия. В каждом случае трудности свои, но почти
всегда они не лучшим образом сказываются на характере человека. Очень трудно
быть одиноким.
Но есть, конечно, и специфические, характерные для того или иного заболевания
психологические и тем более психические особенности. Например, больным
диабетом свойственна повышенная раздражительность, сердечникам – тревожность
и страхи, люди с синдромом Дауна, как правило, добры и доверчивы. Другой
вопрос – как жизнь влияет на характер инвалидов; надо понимать, что
большинство трудностей в их жизни обуславливается не столько особенностями
здоровья, сколько социальными факторами: отношением государства, равнодушием
чиновников, отчужденностью людей, бедностью, недоступностью транспорта и
невозможностью "выйти в свет".
Так что
прежде чем что то предпринять подумайте о том что инвалиды тоже люди и часть
общества.
|