Первый человек с синдромом Дауна,
который окончил университет
|
|
Синдром Дауна не помешал испанцу Пабло Пинеда
получить высшее образование, а также стать киноактером: он сыграл главную
роль в художественном фильме «Я тоже» (2009).
Пабло Пинеда – убедительное доказательство того, что даже синдром Дауна не
является для человека окончательным приговором (как, наверно, вообще любая
болезнь или инвалидность). Очень многое зависит от мужества самого
человека, его готовности бороться за себя и свое будущее, а также, конечно,
от любви и помощи его близких.
Что такое
синдром Дауна
Синдром Дауна – это врожденная генетическая патология, при которой у
человека оказывается одна лишняя хромосома: вместо 46 в хромосомном наборе
клетки их оказывается 47: одна хромосома, а именно 21-ая, представлена
тремя копиями вместо двух.
Впервые этот синдром в 1862 году описал английский врач Джон Даун, ошибочно
квалифицировав его как форму психического расстройства. Признаки людей с
синдромом Дауна – плоское лицо с раскосыми глазами (эту патологию даже
довольно долго называли «монголизмом»), открытый рот, маленький нос,
короткая широкая шея, плоский затылок, пониженный мышечный тонус и др.
В начале 20 века с возникновением евгеники людей с синдромом Дауна стали
принудительно стерилизовать во многих штатах США. То же самое делалось
сначала в нацистской Германии, а потом их и вовсе стали уничтожать с целью
«очищения арийской расы» в рамках программы умерщвления «Т-4» («Акция
Тиргартенштрассе 4»).
Признано, что на рождение ребенка с синдромом Дауна (в среднем 1 роды на
700-800) может повлиять возраст матери. Очень часто такие дети рождаются у
женщин старше 35 лет. Обычно людей с синдромом Дауна называют «детьми
Солнца» – за миролюбие и доброту, отсутствие какой-либо агрессивности.
В России каждый год рождается около 2 000 детей с синдромом Дауна, причем
85 % из них оказываются лишними в своей семье: родители от них
отказываются. В Европе и США, если предродовая диагностика диагностирует у
ребенка в утробе синдром Дауна, более 90 % матерей совершают аборт. По
этому поводу врачи давно бьют тревогу, но справиться с проблемой пока не
получается.
Пабло –
первый
Между тем заблуждение считать, что такие дети не обучаемы. У них
действительно имеют место задержки в интеллектуальном и физическом развитии
разной степени тяжести. Это могут быть проблемы с речью и слухом, развитием
мелкой моторики и коммуникативных навыков. Однако они все равно могут
развиваться: научиться не только ходить и говорить, но и читать и писать,
как и другие дети, хотя и с отставанием.
Яркий пример обучаемости людей с синдромом Дауна – испанец Пабло Пинеда,
родившийся в 1974 году в испанском городе Малага. Он рос в семье, где кроме
него воспитывались еще два его старших брата. Пабло стал первым в Европе
человеком с синдромом Дауна, который смог получить высшее образование. Он
окончил в 1999 году университет в Малаге по специальности «педагогическая
психология».
О том, что он не такой как все, мальчик впервые узнал от своего педагога в
семь лет, когда ему предстояло пойти в школу. «Я глупый?» – спросил его
Пабло. «Нет», – пожал плечами его собеседник. «Я смогу пойти в школу?». Тот
ответил утвердительно, хотя по тем временам это было необычно. Это сегодня
85% испанских детей с синдромом Дауна ходят в общие, неспециализированные
школы. Тогда же Пабло стал одним из самых первых таких детей, которые
учились в обычной школе вместе с остальными детьми.
О школе Пабло вспоминает с благодарностью. В одном из интервью о своих
школьных годах он сказал так: «Школа – лучшее время. Это был прекрасный,
интересный, но и жесткий опыт, невероятно обогативший мою жизнь. Особенно
трудно было, когда я был подростком».
На его счастье, родители очень заботились о его развитии и много им
занимались. Сам Пабло говорит по этому поводу так: «Я рос в культурной
семье, с ежедневными газетами и библиотекой, во мне очень рано проснулось
любопытство… Вообще такого ребенка нужно воспитывать как ребенка, а не как
"инвалида”: ему необходимо дать образование. Родители должны разговаривать
с ним, поскольку злейший враг детей с синдромом Дауна – тишина… Родители
должны всегда быть с ними, должны показывать, что это их ребенок. Детей с
синдромом Дауна не нужно излишне опекать: они должны постоянно получать
душевные и физические стимулы и учиться самостоятельно».
Другой секрет успеха Пабло – упорный труд. Например, он говорил, что
занимается по 6-7 часов в день. Пабло при этом пояснял, что для него это во
многом необходимость: ведь людям с синдромом Дауна учеба и усвоение
учебного материала даются тяжелее, чем это бывает обычно.
В ранней юности Пабло хотел стать адвокатом или журналистом. Однако, в
итоге он выбрал в университете профессию преподавателя. Какое-то время
после окончания учебы Пинеда работал в муниципалитете города Малага. Сейчас
он занят преподавательской работой в школе испанского города Кордова.
На международном кинофестивале в Сан-Себастьяне в 2009 году Пинеда получил
приз за лучшую мужскую роль в фильме «Я тоже», где сыграл университетского
преподавателя с синдромом Дауна. Можно говорить, что в фильме Пабло в
значительной степени играет самого себя.
Мы предлагаем вашему вниманию отрывки из одного из интервью с Пабло Пинеда,
где он рассказывает о своей жизни и о том, как, по его мнению, общество
должно относиться к людям с синдромом Дауна.
Пабло Пинеда:
в нас должны видеть обычных людей
– Что Вы помните о
школе? Сложно было адаптироваться?
– Школьный период я вспоминаю как достаточно для меня полезный. Трудности,
с которыми я столкнулся, часто вызывались недоверием и опасениями со
стороны старших преподавателей. Они были исполнены предрассудков, и им
казалось само собой разумеющимся, что я не справлюсь с учебой. Но мне
повезло. Меня поддержали молодые учителя. Они одобрили мое пребывание в
школе и настояли на том, чтобы я остался.
С раннего детства я всегда учился в государственных учебных заведениях.
Должен признаться, что розами из-за синдрома Дауна мой путь устлан не был,
и проблемы с интеграцией у меня возникали.
– Как Вы боретесь за свою интеграцию? Что тут самое сложное?
– С самого начала и до сегодняшнего дня я должен постоянно доказывать и
показывать, на что я способен. Это очень трудно, это очень тяжелая борьба,
самая тяжелая в моей жизни. Мне всегда приходится идти «на шаг впереди». Я
сотни раз наталкивался на «нет», но научился сражаться и добиваться «да».
Какие-то вещи меня обижали. Например, мне говорили, что мой случай
искусственный, что это подмена, что у меня «мозаичная» форма синдрома
(вариант синдрома Дауна, при котором утроенную 21 хромосому содержат только
некоторые, а не все клетки организма – ред.).
– На Ваш взгляд, молодые испанцы в состоянии по-настоящему интегрировать
в общество человека с синдромом Дауна?
– У меня много друзей, и я храню прекрасные воспоминания о школе. Дети
более толерантны, более солидарны. В юношеском возрасте мне было сложнее.
Ребята в институте не были столь понимающими… Ну да ладно, в любом случае,
хорошее перевешивает. У каждого свой опыт. Со мной случалось всякое, но, в
общем, моя студенческая жизнь была счастливой.
– Как происходило Ваше включение в работу?
– … Я дипломированный преподаватель в области специального обучения по
направлению «педагогическая психология». Я единственный человек с синдромом
Дауна, которому удалось сделать карьеру. Я считаю, что мне повезло, без
работы я не сижу. Почти год я работал в отделе социального обеспечения
мэрии Малаги, потом в проекте по социализации и вовлечению в
профессиональную деятельность людей, находящихся на грани маргинализации...
Работать мне страшно нравится.
– Вы понимаете, что большинство людей страдающих синдромом Дауна, не
имеют таких же возможностей для самодостаточной жизни?
– Я ощущаю свое исключительное положение и думаю, что этому способствовало
несколько обстоятельств: во-первых, я сам очень четко видел себя таким.
Кроме того, родители помогали мне изо всех сил. Они верили в мои силы и
всегда меня поддерживали. Они раз и навсегда для себя решили, что я
абсолютно нормален во всем и не делали различия между мной и моими
братьями. Мне, конечно, при этом пришлось непросто.
– То есть, Вы думаете, что родители играют ключевую роль в развитии
человека с синдромом Дауна?
– Важнейшую, без сомнения. Но, к сожалению, многие родители, у которых
ребенок с синдромом Дауна, моментально теряют надежду, не вкладываются в
него так, как должны вкладываться, поскольку просто не осознают его
возможностей. Именно этим я отличаюсь от большинства ребят с синдромом
Дауна. При этом очень важно не перегружать таких детей заботой, им надо
дать свободу развиваться.
– У Вас были минуты, когда хотелось все бросить, моменты полного
одиночества?
– Да, на втором курсе бакалавриата. В тот год все складывалось против меня.
У преподавателей было полно предрассудков, я натерпелся от однокурсников,
они смотрели на меня свысока, презрительно… та еще была обстановка.
Родителям я ничего не рассказывал. В результате я все перетерпел и пришел к
выводу, что способен все преодолеть сам. В общем, я стал жить дальше.
Забавно, что в худшие моменты моей жизни я всегда встречаю кого-то, кто мне
помогает и меня поддерживает. Мне всегда является ангел-хранитель.
– Ваша цель на ближайшее будущее?
– Я всегда считал и считаю, что моя цель – борьба за освобождение общества
от предрассудков и стереотипов. Наш голос должен быть услышан обществом, в
нас должны видеть обычных людей. До сих пор я себя иногда спрашиваю,
действительно ли общество меня понимает. Мне представляется, что люди с
синдромом Дауна еще недостаточно поняты и оценены как личности. В этой теме
царит неосведомленность и зачастую невежество. В общем, дорога впереди
длинная, придется многое доказывать.
– Ваш совет человеку с синдромом Дауна, который с трудом переносит свое
состояние?
– Мой совет – никогда не терять присутствие духа, ощущать в себе силу и
смелость, принимать себя любым и любить себя. Ни в коем случае не бояться,
никому не завидовать и отбросить комплексы! Надо бороться изо всех сил.
Наверняка, в Вас есть какие-то способности, и их надо культивировать. Мне,
например, удается неплохо писать и хорошо учиться, но зато мне медведь на
ухо наступил. Каждый сам определяет, что у себя развивать.
– Можете вспомнить день, который наполняет вас гордостью? День, когда вы
почувствовали, что Ваши усилия не напрасны?
– Могу, и не один такой день. Один раз, когда награждали за успехи учеников
профессионально ориентированного курса, мне присудили специальную премию.
Меня распирало от гордости, когда я увидел перед собой битком набитый
актовый зал, услышал аплодисменты и одобрительные крики. Это были поистине
неописуемые чувства. Другой раз я проходил практику в школе, и мне устроили
невероятное чествование, приготовили кучу сюрпризов, стихи в мою честь. До
сих пор мурашки по коже, когда вспоминаю…. В конце мы все рыдали!
Ссылка на интервью:
Карина АРУТЮНОВА, Юрий ПУЩАЕВ
|