Первую в России школу универсального дизайна проведет «Перспектива»
Первую в России архитектурную школу универсального дизайна проведет с 22 по 28 апреля РООИ «Перспектива». К участию в проекте приглашаются студенты архитектурных и дизайнерских учебных заведений из разных регионов страны.
Школа под названием «Арх-Перспектива» предлагает интенсивную программу обучения. Участники познакомятся с принципами универсального дизайна и его отличиями от доступной среды, услышат лекции от признанных международных экспертов, примут участие в мастер-классах и круглых столах с архитекторами.
Среди приглашенных экспертов — Вера Осиновская, преподаватель курсов повышения квалификации по безбарьерной среде в МАРХИ, Семра Сахин (Semra Sahin) — специалист по универсального дизайну, преподаватель колледжа в Сундсвалле, Швеция (Mid Sweden University).
По итогам обучения студенты разработают свои проекты под руководством Джошуа Сэфди — директора студии из Бостонского Института дизайна, ориентированного на человека (Institute for Human Centered Design, IHCD), и Кирилла Теслера – доцента кафедры архитектуры и градостроительства НИУ МГСУ, руководителя архитектурного бюро НПО «Вектор».
В 2015 году Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» запустила кампанию, посвященную универсальному дизайну. Сейчас люди с инвалидностью постоянно испытывают трудности, перемещаясь по городу и взаимодействуя с городской средой.
«Универсальный дизайн» или «дизайн для всех» – это такое устройство архитектуры, повседневных вещей и техники, которое исключает наличие ненужных сложностей.
«Перспектива» организовывала ранее вебинары, конкурсы и другие мероприятия по теме универсального дизайна. Школа — это новый формат.
Концепция универсального дизайна основывается на следующих принципах.
1. Равенство в использовании
— Дизайн должен быть предназначен для использования людьми с разными физическими возможностями.
— Обеспечьте равные условия использования продукта для всех потребителей, всегда, когда это возможно, если невозможно создайте эквивалент.
— Избегайте выделения какой-либо группы пользователей или навешивания ярлыков.
— Неприкосновенность личной жизни, безопасность и надежность должны быть доступны всем пользователям.
— Делайте дизайн привлекательным для всех потребителей.
2. Гибкость в использовании
— Дизайн должен соответствовать множеству разнообразных индивидуальных предпочтений и способностей.
— Обеспечьте пользователю выбор способа использования продукта.
— Учитывайте особенности правшей и левшей при использовании.
— Помогите пользователю правильно и аккуратно использовать продукт.
— Обеспечьте адаптируемость под темп пользователя.
3. Простой и интуитивно понятный дизайн
— Как использовать продукт должно быть понятно любому пользователю, независимо от опыта, знаний, языковых навыков и уровня концентрации в данный момент.
— Устраните ненужную сложность.
— Согласуйте дизайн с пользовательскими ожиданиями и интуицией.
— Учитывайте различные уровни грамотности и языковых знаний.
— Располагайте информацию с учетом её важности.
— Обеспечьте эффективные подсказки и ответную реакцию во время и после выполнения задачи.
4. Легко воспринимаемая информация
— Дизайн должен эффективно сообщать пользователю необходимую информацию, независимо от условий окружающей среды и особенностей восприятия самого пользователя.
— Используйте различные способы (визуальные, вербальные, осязательные) для многократного представления важной информации.
— Отделяйте главную информацию от второстепенной.
— Самая важная информация должна быть представлена максимально понятно.
— Отделяйте элементы так, чтобы их можно было легко описать (облегчите процесс понимания инструкций и указаний).
— Обеспечьте совместимость с различными технологиями и средствами, которые используют люди с ограниченными возможностями.
5. Допустимость ошибки
— Дизайн должен свести к минимуму опасность или негативные последствия случайных или непреднамеренных действий.
— Организуйте элементы так, чтобы свести к минимуму опасности и ошибки: часто используемые элементы должны быть самыми доступными; опасные элементы нужно изолировать, устранить или обезопасить.
— Обеспечьте наличие предупреждений об опасностях или ошибках.
— Обеспечьте отсутствие опасных последствий при выходе из строя.
— Препятствуйте совершению неосознанных действий при выполнении важных задач.
6. Низкое физическое усилие
— Потребитель должен максимально эффективно и комфортно пользоваться дизайном, прилагая минимум усилий.
— Сделайте так, чтобы пользователь мог оставаться в удобном для него положении.
— Используйте разумные значения для усилий.
— Минимизируйте повторяющиеся действия.
— Сведите к минимуму необходимость применения продолжительного физического усилия со стороны пользователя.
7. Размер и пространство для доступа и использования
— Соответствующий размер и пространство должны быть обеспечены для удобного подхода, доступа, манипуляции и использования продукта любым пользователем, не зависимо от его роста, фигуры или подвижности.
— Обеспечьте видимость важных элементов для любого сидячего или стоячего пользователя.
— Обеспечьте легкий доступ ко всем важным элементам для любого сидячего или стоячего пользователя.
— Предусмотрите различные варианты размеров руки и силы сжатия.
— Обеспечьте достаточно места для использования вспомогательных средств или личного помощника.
Доступная среда – как матрешка
Универсальный дизайн
https://www.miloserdie.ru/news/pervuyu-v-rossii-shkolu-universalnogo-dizajna-provedet-perspektiva/
|