ОЗПП: права авиапассажиров-инвалидов нужно
соблюдать
|
|
|
Сегодня, 17
июля 2012 года, Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) обратилось в Верховный
суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим
Приказа № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила
воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию
пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» Министерства транспорта
Российской Федерации от 28 июня 2007
г., так как в нем ограничиваются права инвалидов.
Согласно абзацу четвёртому пункта 110 документа: «Перевозчик вправе отказать в
перевозке пассажира в кресле-коляске, больного на носилках при отсутствии на
отдельных воздушных судах условий, необходимых для перевозки таких пассажиров».
В
поданном заявлении ОЗПП сообщает, что данное положение противоречит целому ряду
норм федерального законодательства, Международной Конвенции о правах инвалидов
от 13 декабря 2006 г.
и безосновательно ограничивает права граждан, нуждающихся в особой поддержке со
стороны государства.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации государство гарантирует
равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы,
национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств. Этот же принцип является
основополагающим в международной Римской Конвенции о защите прав человека и
основных свобод 1950 года.
Согласно Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г., ратифицированной РФ
в 2008 году, государства-участники должны принимать надлежащие меры для
обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому
окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни),
транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или
предоставляемым для населения. Эти меры, которые включают выявление и
устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны
распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие объекты.
Статья 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» определяет основные направления реабилитации инвалидов, к которым, в
частности, относится создание необходимых условий для беспрепятственного
доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур
и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение
инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В соответствии со ст. 15 того же Федерального закона Правительство Российской
Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых
форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски
и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной
инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и
сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и
другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования
железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и
всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами
связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми
сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение
пешеходов через транспортные коммуникации).
Весьма показательным является европейский опыт. Европейское сообщество приняло
Регламент № 1107/2006 о правах инвалидов в авиатранспорте, который вступил в
силу 26 июля 2008. Его основной принцип гласит: «Инвалиды или люди с
ограниченной мобильностью должны иметь возможность летать на самолете как все
остальные граждане, с правом на свободное перемещение, свободу выбора и не
дискриминацию. Принципиальное отличие от российского законодательства имеет
статья 3, запрещающая авиаперевозчикам отказывать инвалидам или людям с
ограниченной мобильностью в транспортировке и обязанность перевозчика принять
на борт человека, имеющего на руках действительный билет, оказав в случае
необходимости всю необходимую помощь и содействие. В противном случае, следуют
санкции от 5 тысяч до 120 тысяч евро.
ОЗПП заявляет: Оспариваемое положение нормативного правового акта является
очевидно дискриминирующим по отношению к пассажирам (потребителям), в силу
инвалидности не имеющим возможности самостоятельно передвигаться без
кресла-коляски или транспортируемым на носилках.
Однако, полноценная реализация указанных норм федерального законодательства о
социальной защите инвалидов невозможна до тех пор, пока ведомственный
нормативный правовой акт допускает произвольный отказ перевозчика от
транспортировки лица в кресле-коляске или на носилках, мотивированный
отсутствием на воздушном судне необходимых условий для такой перевозки.
Известно, что перевозчики – коммерческие организации, руководствуясь в первую
очередь целью извлечения прибыли, нередко злоупотребляют предоставленным им
оспариваемой нормой правом на отказ от перевозки. Проконтролировать оправданность
такого отказа в каждом отдельном случае невозможно.
При этом установленные теми же Правилами специальные меры, необходимые для
безопасности жизни и здоровья таких пассажиров (наличие сопровождающего,
наблюдение перевозчика, предоставление дополнительных мест, заблаговременное
согласование условий перевозки и т.д.) являются вполне оправданными.
В случае удовлетворения Верховным судом Российской Федерации требований ОЗПП,
российские инвалиды получат возможность беспрепятственно пользоваться услугами
авиакомпаний, как это происходит в других странах, а сами авиакомпании будут
вынуждены создать для них все необходимые условия для комфортного обслуживания
во время авиаперелета.
Источник: ozpp.ru
http://www.dislife.ru/news/theme/19721
|