Особые дети в зоне особого
внимания
|
|
|
Власти Петербурга планируют разработать единую
концепцию помощи детям с ограниченными возможностями. Чиновники уверяют, что
законодательство изменится. Но вот на отношение общества к таким детям
чиновники повлиять не могут.
В Петербурге сегодня, по данным комитета по социальной
политике, проживает 700 тыс. людей с ограниченными возможностями, 14 тыс. из
которых - дети. Чиновники не отрицают, что до сих пор их условия жизни в
Северной столице далеки даже не от идеальных, а просто от европейских
стандартов. Однако, по словам главы комитета Александра Ржаненкова, постепенно
ситуация меняется - вносятся корректировки в нормативную базу, увеличивается
финансирование. Только до конца этого года в этой сфере планируется потратить
200 млн. рублей. Тем не менее, и этих средств пока недостаточно, не скрывает
чиновник. «Это не внушает пока еще большого оптимизма. Хотелось бы, чтобы
бюджетное финансирование было пропорционально решаемым проблемам»,- заметил он.
По мнению уполномоченного по правам ребенка в
Санкт-Петербурге Светланы Агапитовой, в городе так или иначе ряд проблем
решается. Она отметила, что постоянно получает обращения от людей с
ограниченными возможностями, а чаще от их родителей с просьбой разобраться и
повлиять на ситуацию. Около 100 обращений касается жилищного вопроса, так как
ребенок инвалид имеет право на улучшение условий проживания. Достаточно много
вопросов касается организации образовательных учреждений для детей с множеством
нарушений, финансирования лечения редких заболеваний. До сих пор не решена проблема
развития инклюзивного образования для детей с инвалидностью. «Только порядка 50
школ имею пандусы для подъема на первый этаж. Но дальше ребенок в инвалидном
кресле или на костылях самостоятельно двигаться не может. Он доезжает до
первого этажа, и на этом его образование заканчивается», - заметила она.
Уполномоченный убеждена, что сегодня многие программы
развития и реабилитации особых детей необходимо пересматривать, так как они не
отвечают современным требованиям. Она считает, что необходимо создать некую
единую концепцию, в рамках которой ребенок-инвалид будет «сопровождаться» от
рождения до совершеннолетия.
Между тем, по словам президента Санкт-Петербургской
ассоциации общественных объединений родителей-инвалидов «ГАООРДИ» Маргариты
Урманчеевой, в Петербурге есть опыт построения комплексной программы помощи
детям с инвалидностью. Когда-то в городе работала специальная программа, в
рамках которой получили свое развитие специальные службы, проекты, подготовка
кадров. «Программа закончилась, пришло время новой. И мы понимаем, какие новые
трудности ждут нас в этом плане. Между тем за это время люди перестали бояться
слова «инвалид». Сегодня из гущи необходимо «выдернуть» самых тяжелых детей. С
легкими научились работать, сейчас необходимо обратить внимание на более
сложных. При подготовке программы важно не утонуть в море бумаг и не потерять в
это время ребенка», - заметила она.
Ржаненков подтвердил, что программа «Дети инвалиды»
когда-то заложила в Петербурге базу для работы с особым ребенком. Подготовка
нового проекта практически завершена, в скором времени ее вынесут на
обсуждение.
Между тем, по словам главного специалиста отдела
образовательных учреждений комитета по образованию Елены Аратмоновой, в
Петербурге на сегодняшний день ситуация вполне приемлема, и многие регионы
приезжают именно в Северную столицу, чтобы перенять опыт. В течение ряда лет
была создана сеть коррекционных центров. Сегодня в городе работает 57
учреждений 8 видов - для детей с проблемами зрения, слуха, опорно-двигательного
аппарата и другими нарушениями. Создаются коррекционные классы внутри
общеобразовательных учреждений, на сегодняшний день их насчитывается 261.
Наибольший опыт в работе с инвалидами достигнут в
области дошкольного образования. В нескольких детских садах дети с ограниченными
возможностями занимаются совместно с малышами, которые в дополнительной помощи
не нуждаются. В рамках федеральной программы «Доступная среда» к 2015 году 20%
петербургских школ полностью станут безбарьерными.
«Таким образом, мы подходим вплотную к инклюзивному
образованию. Однако требуется специальная программа, нормативная база,
подготовка педагогов», - добавила Артамонова.
По ее словам, сейчас в комитете создана рабочая группа
по разработке концепции инклюзивного образования. В Петербурге развивается
дистанционное обучение детей -инвалидов. Сегодня у 316 детей есть полный
комплект оборудования, чтобы получать уроки дома. Все компьютеры и обучающие
программы были поставлены за счет городского бюджета.
Однако для того, чтобы добиться действительно
серьезных успехов в работе с особыми детьми, необходимо, чтобы на федеральном
уровне была принята национальная программа, считает Ржаненков. Он пояснил, что
не все регионы могут решать такие проблемы самостоятельно. «Опыт есть во всех
направлениях, но без координации усилий - законотворческой, финансовой -
многого не добиться», - заметил он.
Ольга Першина
Источник: baltinfo.ru
http://www.dislife.ru/flow/theme/15945/#more
|