«Они учат нас доброте!» Как «особенные» дети посещают обычную школу
Дети с расстройствами психики аутического спектра могут заниматься в обычной школе, но в этом им должны помочь педагоги и психологи. «Дети с дефицитом социального внимания (или другими расстройствами психики аутического спектра могут интегрироваться в школьный образовательный процесс, — убеждён директор московской школы № 1465 Артур Луцишин. — Одноклассники и их родители не будут против. Но их к этому необходимо подготовить».
Человек в скорлупе
Второклассник Лёва страдает аутизмом. Такие дети, как он, не приобретают навыки общения естественным образом. Уметь слушать другого человека, понимать, что он имеет в виду, концентрировать собственное внимание - всему этому им приходится учиться с педагогами и психологами.
В каком-то смысле аутисты живут в параллельном мире, выбраться из «скорлупы» которого, а значит, получить возможность приобрести важнейшие жизненные навыки для них является сложной, а порой и вовсе непосильной задачей.
Потенциально дети, страдающие аутизмом, при должной терапии могут не только освоить школьную программу, но и закончить университетский курс. Задержка в умственном развитии сопровождает только тяжёлые формы подобного заболевания.
Первый шаг
«Перед тем как принять в класс ребят, я решила провести родительское собрание, так как боялась, что многие будут против, - рассказывает Елена Кочура, учительница начальных классов. - Но, к моему удивлению, никто не встал и не сказал: «Мы не хотим, чтобы больные дети учились вместе с нашими». Наоборот, многие родители прониклись этой идеей и предложили помощь. Равно как и сами дети. Поэтому я убеждена: появление больного ребёнка может сплотить коллектив». Всего в 1465-й школе обучаются семеро аутистов, в классе Е. Кочуры таких детей двое.
Визуально 1465-я школа мало отличается от большинства столичных средних учебных заведений. Накануне 1 сентября тут пахнет свежей краской, рабочие ремонтируют крыльцо. Директор школы Артур Луцишин демонстрирует специальную комнату, где у каждого «особого» ученика есть отдельное рабочее место. Здесь в первое время ребята проводят большую часть времени.
«Подушевое финансирование, выделяемое школе на таких детей, больше, чем на обычных, - объясняет он. - Но «заработать» на таких учениках (приняв их как можно больше) невозможно. Появление особого ребёнка связано с немалыми расходами - от принятия на работу специализированного персонала до покупки дополнительной мебели и оборудования отдельных классов. Мы не собирались заниматься инклюзивным, то есть совместным, обучением здоровых и нездоровых детей, но в какой-то момент к нам обратилось несколько родителей с просьбой взять их ребят, и мы решили попробовать».
В первое время больных аутизмом на общих занятиях сопровождает тьютор - персональный педагог-опекун. В течение дня с ним и с психологом новичок занимается отдельно, но уже через некоторое время они вместе предпринимают первые попытки «навестить» будущий класс: сперва только на пять минут.
Адаптироваться к незнакомой обстановке аутисту сложно. Но со временем срок пребывания в классе увеличивается до нескольких часов - и так пока ребёнок не сможет посещать занятия и работать на уроке без помощи взрослого.
Особый подход
Весь персонал школы заранее прошёл переподготовку, потому что пускай и незначительно, но методику преподавания каждому из них приходится корректировать. Например, для того чтобы поддерживать внимание ребёнка в должном тонусе, педагогу приходится использовать наравне с устными командами карточки-знаки или прерывать урок «динамическими паузами», когда всему классу в течение одной минуты предлагается сделать какое-то физическое упражнение (например, постоять на одной ноге), чтобы восстановить силы и снять стресс.
«Здоровые дети не меньше больных нуждаются в таких паузах, поэтому приёмы работы с аутистами мы внедряем без особых проблем», - заверяет Е. Кочура. К концу своего первого учебного года Лёва, посещающий её класс, как и несколько других его сверстников, научился обходиться без помощи взрослых и теперь на уроки станет приходить один. По словам педагогов, через пару лет он и вовсе сможет самостоятельно учиться по общей с остальными ребятами программе, а по математике уже сейчас опережает своих одноклассников на несколько лет.
«Видя удивительный прогресс (те ребята, которые ещё год назад не умели даже разговаривать, - не все, но шестеро из семи, теперь вместе со всеми «щёлкают» задачи на уроке), мы приняли решение открыть инклюзивные группы не только в школе, но и в детском саду, который недавно стал частью нашего образовательного комплекса», - продолжает А. Луцишин.
По его убеждению, соседство с больными детьми здоровым приносит не меньше пользы: воспитывает в них такие качества, как ответственность и милосердие.
«Знаете, ведь не только мы учим детей-инвалидов, но и они кое-чему учат нас, взрослых», - признаётся один из педагогов школы. На вопрос «Чему же именно?» учительница, недолго думая, произносит: «Они учат нас доброте!»
Дмитрий Иванов
Источник: Аргументы и Факты
http://dislife.ru/articles/view/32689#cut
|