Ратификация Конвенции о
правах инвалидов, обязывающей государство выявлять и устранять барьеры,
мешающие людям с ограниченными возможностями реализовывать свои
общегражданские права, потребовала внесения изменений в 26 законов и
кодексов. Среди них 5 законов, которые регулируют предоставление услуг по
перевозке пассажиров различными видами транспорта. Законопроект, внесённый в
конце 2013 года в правительство, определяет конкретные обязанности
собственников объектов и операторов транспортных услуг по отношению к
инвалидам.
Новые нормы, к примеру, гарантируют им возможность беспрепятственного
передвижения по территории железнодорожных вокзалов, сопровождение и помощь,
в том числе при посадке и высадке из поезда, предоставление кресел-колясок,
подъёмников, дублирование текстовой информации голосовыми сообщениями,
оснащение знаками, выполненными шрифтом Брайля, предоставление
тифлосурдопереводчика и собаки-проводника.
Понятно, что реализация всех этих мер потребует времени и немалых финансовых
затрат. Но ни того, ни другого пока явно не хватает.
То, что инвалиды должны обладать равными правами с относительно здоровыми
гражданами, не вызывает никаких сомнений. И успешный зарубежный опыт придётся
нам здесь очень кстати. Малоизведанная и пока ещё (чего греха таить)
непопулярная в России система ситуационной помощи людям с ограниченными
возможностями, в том числе на объектах транспорта, хорошо зарекомендовала
себя во многих развитых странах. Но в Европе, например, к этому шли годами и
комплексно, взращивая соответствующую идеологию в обществе и целенаправленно
работая с бизнесом. У нас же велика вероятность, что обеспечение инвалидов
равными правами с прочими пассажирами может стать сугубо ответственностью
транспортников и ляжет на них непосильным финансовым бременем. Тем
непосильнее, чем масштабнее проблема, а вступление закона в силу планируется
уже с 1 января 2016 года.
Работая в жёстких условиях сокращения затрат, «Российские железные дороги» и
сегодня уже реализуют весьма зримую программу социальных обязательств по
отношению к людям с ограниченными возможностями. Но решить здесь все проблемы
разом одной компании будет явно не под силу. Необходима помощь и государства,
и общества – системная, долговременная. Не компании, а нуждающимся в ней
людям.
http://gudok.ru
|