На прошлой неделе пришли мне два письма на одну
болезненную для нашего общества тему. Владимир Ахапкин из Москвы и Екатерина
Бабко из Ханты-Мансийска хотели бы учиться в московских ВУЗах. Оба они успешно
окончили школу и прошли бы вступительные экзамены. Но, как оказывалось, в
лучших университетах страны нет места для людей с ограниченными возможностями.
Владимир закончил школу в 2004 году, сейчас ему 22
года. Володя ведет настолько активный образ жизни, что ему многие могут
позавидовать: он один из немногих мужчин-фотомоделей с ограниченными
возможностями, интересуется модой и дизайном, участвует в социальном проекте «Я
есть». Он пишет рассказы и стихи, ведет блог и хотел бы стать писателем. Володя
много читает, но понятно, что образование - это не только книги, но и социум:
педагоги, сокурсники. Поступить в Московский государственный университет на
филфак - то, чего ему бы очень хотелось.
Но в МГУ нет пандусов, и Володя физически не может
попасть даже на вступительные экзамены.
«Когда я звонил в разные ВУЗы, люди либо от темы
уходили, либо говорили что нет пандусов», - рассказывает он. Он позитивно
смотрит в будущее, его социальный проект «Я есть» создан для того, чтобы
изменить отношение людей к инвалидам. Владимир хочет, чтобы люди с
ограниченными возможностями больше поверили в себя и не были оторваны от мира,
как сейчас. «Я хочу, чтобы они поняли, что могут добиться всего, чего хотят,
несмотря на свои ограничения», - пишет Владимир. И тут же размышляет о том, как
ему достичь своей цели, поступить на филфак: «Воля это важно, но без условий мы
ничего не сможем»,- пишет Володя.
Другое письмо - от Екатерины Бабко из Ханты-Мансийска.
«Мне 21 год,- пишет она,- я прикована к инвалидной коляске с 5 лет». Еще в
восьмом классе Катя решила учиться психологии в Москве - в Москве высокий
уровень образования, широкие возможности трудоустройства. «Для меня, как для
инвалида, важно быть конкурентоспособной на рынке труда, чтобы работодатели
были заинтересованы во мне, как в специалисте»,- пишет она.
Катя закончила школу в Нижневартовске и начала
готовиться к поступлению. «Я выходила даже на Минобразования РФ и там мне
порекомендовали Российский государственный социальный университет»,- пишет
Катя. Пандусы в учебных корпусах РГСУ есть, но общежития не оборудованы как
надо. При всей декларируемой «социальности» ВУЗ не разрешает пускать в
общежитие сопровождающих, а Катя одна не может даже одеться.
В родном Нижневартовске Катя тоже не смогла найти
подходящий ВУЗ из-за того, что университет абсолютно не приспособлен: нет ни
лифтов, ни пандусов. Поэтому ей пришлось поступить в ЮГУ (Югорский
государственный университет) в Ханты-Мансийске.
Жить в этом городе для Кати опасно для жизни. Зимой в
Ханты-Мансийске средняя температура - -30. Она пишет, что в общежитии плохо
топят, автобусы ходят плохо, она постоянно замерзает, а при ее диагнозе,
ревматоидном артрите, переохлаждаться категорически нельзя.
Последние полтора года она пытается перевестись в
Москву - пока тщетно. Этим летом она собиралась поступать в РГГУ на клиническую
психологию. И ей вроде как обещали, что специально для нее поставят пандусы в
университете. Но общежитие оказалось не приспособленным.
«Хотя мне давали гарантию, что мне и моей маме (она
является моим сопровождающим лицом) дадут отдельное жилье, но не было гарантий,
что в комнате будет санузел и душ.Конечно, может показаться, что я очень
многого требую, но на самом деле это не так. Просто я совсем не хожу, и
пользоваться общественным душем и санузлом я не могу, тем более для этих целей
(принять душ, и т.д.) нужны специальные условия»,- пишет Катя.
В итоге переговоры с ВУЗом зашли в тупик - никто не
смог внятно сказать, поставят ли пандусы к началу года в учебных корпусах,
смогут ли оборудовать комнату для Кати.
«Поэтому я осталась в ЮГУ и теперь приходится
заказывать каждый день такси, чтобы добраться до университета. Пользоваться
общественным транспортом тяжело, и даже такси не выход из ситуации: после
нескольких заказов водители отказываются ехать, хотя мы им платим по тарифу»,-
пишет Катя.
Оставлять это дело просто так было нельзя. Ведь таких,
как Катя и Владимир в нашей стране десятки тысяч. Они хотят учиться,
совершенствоваться, работать, но не могут это сделать. Поэтому я решил
проверить, как обстоят дела, на себе - позвонить в ВУЗы и узнать, как обстоят
дела с пандусами. Говорил, что хочу получить информацию для своего друга.
В МГУ мне сразу сказали, что в старом здании никаких
пандусов нет и быть не может. На вопрос, как быть инвалидам колясочникам, не
смогли ответить ничего вразумительного.
Сотрудница приемной комиссии МГТУ им. Баумана долго
охала в трубку, а в итоге сказала «Лично я бы не советовала к нам поступать -
это одно мучение. Выберите какой-то другой ВУЗ».
В МГТУ им. Баумана есть лифты - и все. Главное здание
на Яузе никакими пандусами не оборудовано, кроме того студенты переходят из
одного корпуса в другой в течение дня, а это значит, что кроме лестниц студент
с ограниченными возможностями должен преодолеть проезжую часть, мост и бордюры.
Девушка в приемной рассказала, что у них учится один мальчик на коляске, и его
везде возят сокурсники.
Положиться на помощь сокурсников мне предложили и в
Российском государственном гуманитарном университете, куда собиралась поступать
Катя. Пандусы там собирались установить, но так и не установили, и в ближайшее
время не собираются. Внутри главного здания, где расположен деканат, есть лифт,
но на входе - ступеньки. В приемной ректора мне ответили, что у них учатся
инвалиды, но как они попадают в аудитории, не знают: говорят, их переносят через
окно вместе с колясками.
Я представил себе, как студенты, которым
посчастливится учиться со мной, будут таскать мое 60-килограммовое тело и
коляску из аудитории в аудиторию, в столовую, в туалет... Кстати оборудованных
туалетов в ВУЗе, разумеется, тоже нет.
Владимир, кстати, рассказал, что он, в отличие от
других людей с ограниченными возможностями не стесняется просить о помощи, но и
ему бы не хотелось быть обузой. «Многим неловко просить о помощи. Нам важно
быть самостоятельными, пусть на слабых ногах, но самим подниматься по лестнице.
Я не хочу, чтобы меня жалели, я хочу, чтобы не было различий между здоровыми
людьми и людьми с ограниченными возможностями»,- пишет Владимир.
В Московском государственном институте международных
отношений (МГИМО) есть и лифты, и пандусы, и даже оборудованные туалеты -
правда, только в главном корпусе, до которого ехать 100 метров по коридору. В
здание попасть, как мне сказали, не сложно: на входе есть пандус, но через
крутящиеся двери я не пройду.
Вежливый молодой человек из приемной комиссии попросил
заранее предупредить, когда я подъеду, чтобы в ВУЗе открыли другую дверь, через
которую я смогу пройти. Остался пустяк - поступить в МГИМО, где конкурс - от 7
человек на место. Владимир рассказал, что, помимо того, что ВУЗы не оборудованы
для инвалидов, есть и другая проблема - дипломы. Он, как и многие
инвалиды-колясочники, не имел возможности ходить в общеобразовательную школу и
закончил... школу для умственно-отсталых! Умный, талантливый парень, но с таким
аттестатом путь в МГИМО ему заказан...
На психфаке МГУ на вопрос, почему чужие люди должны
таскать меня по факультету, мне ответили: «вы не волнуйтесь, это
психологический факультет, здесь обязательно будут люди, вам сочувствующие». В
историческом здании на Моховой постройки 1900 года, где кроме психфака
располагаются Институт стран Азии и Африки и факультет журналистики, никто
пандусы построить не разрешит. Так мне, по крайней мере, сказали в приемной
комиссии.
В общем, ситуация плачевна. Часто сотрудники
ректоратов и деканатов даже не знают, как у них обстоят дела с инфраструктурой
для людей с ограниченными возможностями. И если здоровые сотрудники деканата не
в состоянии даже спуститься вниз и узнать, есть ли у них лифты и пандусы, что ж
говорить об инвалидах...
Кирилл Гончаров
Источник: echo.msk.ru
http://www.dislife.ru/flow/theme/16275/#more
|