О сотрудниках-даунах и
инструкциях-комиксах в голландской компании
|
|
|
В
голландском Харлеме есть сеть сувенирных магазинов и кафе Jansje, где 90%
персонала — люди с синдромом Дауна, олигофренией, задержкой в развитии. При
этом компания коммерчески успешна и даже отмечена за отличный сервис. Ольга
Нисенбойм, доктор философии, руководитель программ Школы бизнес-коммуникаций
(SBC) рассказывает на сайте SBC о поразившей ее социальной программе одной
компании в Нидерландах. Сеть магазинов сувениров и кафе Jansje сознательно
берет на работу людей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
В
Украине такая социальная программа воспринимается не иначе как "из области
фантастики". Ведь у нас по пальцам можно пересчитать компании, которые
по-честному дают работу людям с ограниченными физическими возможностями, в
большинстве их просто формально трудоустраивают, ибо закон того требует.
Долгосрочная программа приема на работу инвалидов есть, в частности, в Platinum
Bank и Microsoft. Во Львове сеть концептуальных ресторанов "!Фест"
придумала и реализовала уникальный проект "Маленькие люди". Суть его
в том, что в одном из ресторанов "Дом легенд" посетителей обслуживают
люди очень маленького роста.
А вот что пишет Ольга Нисенбойм о том, что увидела и узнала, совершенно
случайно зайдя в магазин сувениров Jansje (Нидерланды, Харлем, пешеходная улица
в районе Grote Markt)
- Краем глаза замечаю оригинальную витрину. Магазин Jansje — продают
оригинальные сувениры, дизайнерскую кухонную утварь и совершенно бесполезные,
но сказочно красивые штуки. А еще во дворике в глубине магазина есть кафе.
Поддавшись соблазну, зашла внутрь. Повертев в руках какую-то цацку, подняла
взгляд в поисках продавца. И удивилась. Нет, не удивилась. Оторопела: весь
персонал заведения за исключением супервайзера — люди "особые". Или,
если использовать расхожую формулировку, люди с ограниченными интеллектуальными
возможностями. Тут тебе и синдром Дауна, и задержка в развитии, и олигофрения.
Последний раз таких людей в такой концентрации на единицу площади я видела
много лет назад, работая врачом.
Да, в цивилизованной стране это не приговор, поскольку таких людей интегрируют
в общество, что само по себе вызывает уважение. Но речь сейчас о другом — о
сервисе.
Как вы думаете, чем отличался сервис в этом магазине от всех остальных на той
же улице? Правильный ответ — ничем. Сотрудники здороваются со всеми входящими,
кассир (классический случай олигофрении) тщательно сканирует покупки, принимает
купюры и отсчитывает сдачу. Молодая женщина с серьезной задержкой в развитии
извиняется и вежливо просит посетителей, толкущихся перед полками, пропустить
ее на склад.
Побродив по магазину и накупив подарков друзьям, мы присели в кафе.Официант (c
болезнью Дауна) внимательно (!) запоминает заказ на несколько видов кофе и
десерты, который приносят спустя несколько минут. Общая атмосфера спокойная и
очень доброжелательная. Несмотря на то, что и в магазине и в кафе довольно
много людей, нет суеты. Продавцы очень четко и слаженно делают свою работу,
общаются с покупателями, не забывая улыбаться при этом.
Десяток человек с тяжелейшими интеллектуальными отклонениями обеспечивают
бесперебойную работу бизнеса и отличный сервис. Отличный — без малейших скидок
на специфику сотрудников.
Несколько минут меня смущало то, что я могу показаться невежливой, но
профессиональный интерес победил, и я попросила официанта пригласить менеджера
(что, кстати, было сделано немедленно и без лишних слов и вопросов). Объяснив
менеджеру, который представился Кристианом, что я обучаю руководителей бизнеса
и сделав искренний комплимент по поводу обслуживания и в магазине, и в кафе, я
попросила дать его комментарий, как удается добиться этого с сотрудниками,
мягко говоря "необычными".
Привожу его ответы без изменений:
"Наша компания уже очень давно привлекает к работе в магазинах и кафе
особых сотрудников... Сегодня в обслуживании клиентов их занято 90%. Исключение
составляют только менеджеры и супервайзеры. В каждой точке (магазин+кафе)
работает около 12-14 человек. В компании есть мини-учебный центр, где все новые
сотрудники проходят 2-месячный курс подготовки. Поскольку большинство
сотрудников не могут читать, все инструкции оформлены в виде последовательных
картинок. Такие "рабочие комиксы". Каждая картинка описывает
конкретное действие. Мы стараемся максимально четко объяснить нашим
сотрудникам, что от них требуется, показываем, затем тренируем их и в
последствии внимательно контролируем, поощряя и одобряя каждый правильный
шаг".
Вот вам и весь "секрет" — грамотное обучение, четкие инструкции,
постоянный контроль и поощрение правильных действий. И даже сотрудники с
синдромом Дауна обеспечивают компании стабильную прибыль и постоянных клиентов.
Еще несколько фактов из разговора с менеджером для полноты картины:
- Сейчас данная сеть насчитывает несколько десятков
подобных заведений, и каждый год открываются новые.
- Компания работает исключительно как
бизнес-структура, не получая никаких специальных дотаций от государства.
- Зарплаты все сотрудники получают среднерыночные в
данном секторе.
- В 2011 году этот бизнес получил муниципальную
премию за лучшее качество сервиса!
"У нас
замечательные сотрудники!", — говорит напоследок Кристиан. И я понимаю,
что он не врет и не лукавит.
Ольги Нисенбойм
Источник: delo.ua
http://www.dislife.ru/flow/theme/25543/#more
|