Нижегородское метро: тест на
инвалидной коляске
Нижегородская подземка
обслужила первого пассажира, рискнувшего спуститься к поезду в инвалидном
кресле. В начале октября на вооружение нижегородского метрополитена поступили
две машины для спуска и подъема инвалидов-колясочников по лестницам подземки. До
вчерашнего дня аппараты ожидали своих пассажиров на станциях
"Московская" и "Парк Культуры". Корреспонденты
"РГ" вместе с нижегородцем Романом Пономаренко решили испытать эту
технику в деле.
По словам сотрудников
метрополитена, пассажиров-колясочников они еще не перевозили никогда. Один
ветеран, правда, вспомнил: еще в советское время работникам подземки доводилось
один или два раза буквально на руках заносить и выносить людей, прикованных к
инвалидному креслу.
- Но это было так давно, что
запомнилось лишь одно: намучились и мы, и сам необычный пассажир, - говорит
Сергей Сухотин, мастер участка механизации нижегородского метрополитена.
Обкатка лунохода
Роману Пономаренко довелось
первому испытать "мобильный аппарат для перевозки пассажиров с
ограниченными возможностями", эдакий "луноход". Сходство с
космическим агрегатом - в скорости, обилии колес и колесиков.
Но обо всем по порядку. Роман
долго сомневался, стоит ли ему рисковать и тратить уйму времени, чтобы
воспользоваться услугами метро. Однако корреспонденты "РГ" убедили
его: "не попробуешь - не узнаешь". Для понимания затрат времени ведем
хронометраж.
В 8.50 сообщаем дежурному
контролеру станции "Парк культуры" о необходимости перевозки инвалида
и интересуемся, есть ли для этого техническая возможность - ведь пандус у входа
в метро пригоден только для мам с колясками. Та консультируется с начальством и
отвечает:
- Да, у нас есть специальное
устройство для перевозки таких пассажиров, только придется 20-30 минут
подождать.
Пока ждем чудо-аппарат, зубоскалим:
наверняка что-нибудь не сработает, поломается или заглохнет - горький опыт
подсказывает.
- Многое из того, что сделано
для создания безбарьерной среды, выполнено без понимания наших потребностей, -
говорит Роман. - Возьмите, к примеру, пандусы, построенные под углом чуть не в
45 градусов! Огромные деньги потрачены на инфраструктуру, а она бесполезна в
большинстве случаев. Среду надо создавать для людей, работающую, а не для
галочки. Считаю, что правительство региона должно консультироваться с колясочниками,
прежде чем утвердить тот или иной проект.
Тем временем в 9.15 рабочие
метрополитена выкатывают колесно-гусеничный механизм с платформой, на которую
Роман закатывается задним ходом.
- Не бойся, - подбадривают
первопроходца транспортники. - Спускаться на луноходе будешь плавно, но долго.
- Питание в дороге
предусмотрено? - отшучивается пассажир.
Впритирку с косяками
Шутки шутками, а путь от
входа в метро до платформы, который обычный пассажир проходит максимум за пару
минут, Роман с помощью Сергея Сухотина преодолевает почти за пятнадцать.
Через ступени луноход
переваливается на гусеницах, а в тоннеле аппарат надо толкать. Тут то и
обнаруживаются изъяны, преодолеть которые аппарат без дополнительных усилий
сопровождающего не может - слишком малы колеса.
Следующая засада ожидает
Романа в дверях, ведущих в кассовый зал. Пытаемся протиснуться в одну - не
получается…
- Через какую же я провозил
аппарат наверх? - пытается вспомнить Сухотин. - Ага, кажется вот она.
Буквально впритирку с
косяками Сергей проталкивает платформу к турникетам. Через створки контрольного
устройства луноход с коляской тоже свободно не проходит - приходится отводить
их вручную.
Еще одна лестница позади - и
вот первый человек-колясочник уже на посадочной платформе "Парка
культуры".
- Садиться будем в первый
вагон, - предупреждает Сухотин. - А дежурная по станции должна предупредить
машиниста, что в его поезде поедет необычный пассажир.
- В метро я впервые за
двадцать с лишним лет, - говорит Роман. - Предыдущая поездка в подземке
состоялась еще в детстве и без коляски…
Доехав до следующей станции,
Роман и сопровождающие его лица вышли из поезда, чтобы вернуться на "Парк
культуры". Здесь, пройдя через те же узкие места, луноход с пассажиром
неспешно выбрался на поверхность. На часах - 9.58.
Позвони диспетчеру
В целом результат
эксперимента можно считать положительным - к такому выводу приходят все
участники необычной поездки: "луноход" работает, сотрудники
метрополитена внимательны и предупредительны, человек в инвалидном кресле может
воспользоваться услугами подземки.
- Однако час с лишним,
затраченный на пятнадцатиминутную (в обычном режиме) поездку, -
непозволительная роскошь, - говорим мы Сухотину. - Вряд ли кому-то из
колясочников захочется полчаса ждать вас у входа.
- Можно было не ждать, -
парирует мастер метрополитена. - Достаточно предварительно сообщить нашему
диспетчеру, что в такое-то время от такой-то станции отправится
инвалид-колясочник. В назначенный час я или мои работники прибудут туда с
аппаратом и препроводят спецпассажира до нужного места.
- Как я мог найти диспетчера?
- интересуется Роман. - Если бы не сопровождающие, я даже дать знать о своем
намерении не смог бы.
По словам Сухотина, телефон
диспетчера метрополитена сообщали по телевидению примерно два месяца назад -
вскоре после того, как в подземке появились два первых "лунохода". А
с тем, что номер, по которому инвалид может связаться с диспетчером, необходимо
вывесить у входа на все станции метро, мастер участка механизации согласился.
Кстати
С диспетчером нижегородского
метрополитена можно связаться по телефону: (831) 249-95-50.
Виктор Девицын
Источник: www.rg.ru
http://www.dislife.ru/flow/theme/21739/#more
|