Прокуратура Нижнего Новгорода намерена через суд
обязать муниципальное предприятие «Нижегородское метро» оборудовать станции
метрополитена инфраструктурой для инвалидов. Муниципальное предприятие
ссылается на отсутствие финансирования со стороны города. В городской думе о
проблеме знают и готовы изыскать необходимые средства в бюджете, если суд
примет такое решение. Проблема вызвана не только недостаточным финансированием,
но и чисто техническими сложностями: переоборудование станций, построенных по
старым нормам, трудноосуществимо, говорят эксперты.
Как рассказала помощник прокурора Нижнего Новгорода
Анастасия Козлова, до конца недели ведомство направит в Канавинский райсуд иск
к муниципальному предприятию «Нижегородское метро». Единственным требованием
прокуратуры значится устранение нарушения прав инвалидов: по результатам
плановой проверки, которую надзорное ведомство провело в конце октября,
выяснилось, что ни одна станция метро в городе не оборудована устройствами,
позволяющими гражданам с ограниченными возможностями пользоваться метро. «На
всех станциях отсутствуют средства доступа инвалидов от наземного уровня до
уровня посадочных платформ. С представителями метрополитена проводились беседы
разъяснительного характера, но здесь требуется финансирование», - отметили в
прокуратуре.
Пока из всей инфраструктуры для инвалидов все 13
станций нижегородского метро оборудованы только пандусами, рассказал „Ъ"
и. о. директора «Нижегородское метро» Виктор Кисель. Специальный лифт-подъемник
для маломобильных граждан запроектирован только в строящейся первой в нагорной
части города станции «Горьковская». Оснащение же действующих станций метро
специальными лифтами для инвалидов - сложный и очень дорогостоящий проект:
«Чтобы оборудовать лифтом старую станцию метро, нужно сделать отдельную шахту,
а это стоит колоссальных денег, поэтому это вопрос прежде всего к администрации
города. Нам пока не выделяется средств даже на закупку нового подвижного
состава, который понадобится после открытия станции „Горьковская", и на выплату
зарплаты», - говорит господин Кисель. Пока предпринимать активные действия и
обращаться в администрацию за выделением дополнительных средств на оборудование
станций метро лифтами и подъемниками в МП не планируют: «Нам помогать надо, а
не штрафовать. Но мы готовы судиться, и если суд обяжет нас сделать подъемники,
мы обратимся в администрацию с просьбой о выделении на это средств».
Юрист нижегородской региональной общественной
организации инвалидов (НРООИ) «Инватур» Дмитрий Балыкин отмечает, что в Нижнем
проблема доступности метро для инвалидов обсуждается уже несколько лет:
«Инвалиды неоднократно проводили акции по этому поводу, но руководство метро
говорит, что оборудовать старые станции лифтами технически невозможно: все
станции нижегородского метро были построены до 2003 года, когда были приняты
новые СНиПы, предусматривающие оборудование станций метро инфраструктурой для
маломобильных граждан». Господин Балыкин не исключает, что если в «Инватур»
поступят жалобы граждан, организация также подключится к процессу в качестве
третьего лица.
Вопрос о приведении станций метрополитена в
соответствие действующим нормам актуален и для других городов-миллионников.
Так, в Самаре ситуация складывается аналогично нижегородской. «На действующих
станциях у нас есть только обычные подъемники в виде швеллеров, то есть
колясочных спусков, а лифт запроектирован только на строящейся станции.
Оснащение старых станций стоит очень дорого, и хотя в областном бюджете
заложены определенные средства, они нам пока не поступали», - рассказал
начальник технического отдела Самарского метрополитена Владимир Веневитинов. По
словам главного инженера метро Екатеринбурга Бориса Наливайко, действующие
станции екатеринбургского метрополитена оборудованы только теми устройствами,
которые были предусмотрены при их проектировании: подъемниками до уровня
подземного перехода. Иначе обстоит ситуация в Казани, где метро открылось в
2005 году. В прошлом году Татарстан, где будет проводиться Универсиада 2013
года, стал участником федеральной целевой программы «Доступная среда», и уже в
течение двух лет регион получает на создание в метро инфраструктуры для граждан
с ограниченными возможностями федеральные средства. Благодаря этому и
региональному софинансированию большинство станций казанского метро уже оборудовано
лифтами, подъемниками и пандусами. «На сегодняшний день нам осталось
оборудовать три станции, думаю, к концу года мы завершим работы», - говорит
заместитель руководителя казанского метрополитена Шамиль Гильманов.
Если суд примет решение удовлетворить требования
прокуратуры, городская администрация будет вынуждена принять решение о
выделении дополнительных средств нижегородскому метрополитену, отмечает
председатель комиссии думы Нижнего Новгорода по транспорту и связи Алексей
Гойхман. Средства могут быть изысканы либо путем перераспределения имеющихся
доходов, либо поисками дополнительных источников дохода. «В любом случае, если
будет решение суда, его надо выполнять, и депутаты думы проголосуют „за",
потому что в противном случае не соответствующие нормам станции метро могут
быть закрыты, а мы этого не можем допустить, это не нужно ни муниципальному
предприятию, ни нам, ни администрации, ни гражданам», - говорит господин
Гойхман. По мнению Шамиля Гильманова, чтобы обеспечить финансирование строительства
инфраструктуры для инвалидов, Нижегородской области необходимо лоббировать свои
интересы на федеральном уровне.
Анна Павлова
Источник: kommersant.ru
http://www.dislife.ru/flow/theme/16392/#more
|