Инвалидам-колясочникам
запретили пользоваться метрополитеном. Их не пропускают через турникеты
Женю Гурову не
пустили в питерское метро. В минувший четверг она возвращалась из
института, где сдала экзамен по правоведению и чувствовала себя юридически
подкованной. «Вы не имеете права!» — заявила она охраннику на станции
«Пушкинская», который преградил путь ей и ее молодому человеку. «У меня
распоряжение начальника метрополитена, — возразил человек в форме, —
инвалидов-колясочников больше не пускать».
На
станции «Площадь Ленина» охранник предложил Жене встать и пройти пешком через
турникет
«На возражения,
что еще утром она приехала в институт на метро, что живет во Всеволожске и
иначе как с Финляндского вокзала ей до дома не добраться, что между
«Пушкинской» и Финляндским вокзалом автобусы не ходят, что уже вечер и на улице
дождь, у сотрудника метрополитена был один ответ: «У меня устное распоряжение
начальства!»
От непогоды Женя и
ее спутник укрылись в ближайшем «Макдоналдсе» и больше часа ждали, когда за
ними приедет папа на машине. За это время Женя успела рассказать о случившемся
в социальной сети vkontakte. К ночи там было 200 откликов, на следующий день —
больше тысячи.
Сама
шагай!
Жене Гуровой 21
год. С 10 лет она передвигается только на коляске. Она не любит слово «инвалид»
и делает все возможное, чтобы ее таковой не считали: учится в институте,
общается со сверстниками и никогда не жалуется. «За все эти годы нас только
один раз с мамой в метро не хотели пускать — приняли за попрошаек…» — почти
весело рассказывает она.
На следующий день
у Жени снова были дела в городе. Она не собиралась сдаваться: вооружившись
правилами метрополитена, Конституцией РФ и законами о равных правах инвалидов,
она приехала из своего Всеволожска на Финляндский вокзал. «Они сказали, что я
могу попасть в метро, только если встану, сложу коляску и сама пройду через
турникет. Но я не могу, я же упаду!» — недоумевала девушка. Возможно, потому,
что Женю сопровождал фотограф «Новой газеты», который получил задание
сфотографировать ее мытарства, охрана не стала устраивать скандал и пропустила
девушку и ее молодого человека со словами: «Вот нам нагоняй устроят!»
…Женя, увы, не
одинока. В пятницу у Сергея Николаева и его жены Анны была очень важная встреча
на «Черной речке». Они недавно приехали в Петербург и должны были встретиться с
риелтором, чтобы подписать документы о покупке квартиры. На станции
«Московская» их тормознули — Аня была в инвалидной коляске. «Наши просьбы, что
от «Московской» до «Черной речки» на метро полчаса, а иначе — вообще никак, не
возымели действия. Мы вышли на улицу, доехали до «Парка Победы» на автобусе, и
там нас пустили».
И Жене, и Сергею
вместо объяснений советовали звонить в справочную метро по телефону 301-97-00.
Журналисту «Новой» по этому номеру ответила милая, но абсолютно беспомощная барышня
по имени Виктория. «За последние два дня действительно очень много звонков от
колясочников», — признала она. По словам сотрудницы информационно-справочного
центра, о новом распоряжении начальства у нее нет никакой информации, и все,
что она может, — это выслушивать жалобы, предлагать воспользоваться наземным
транспортом и писать письма на сайт метрополитена. Ее было жалко не меньше
инвалидов.
Мы
не приспособлены
Чуть конкретнее
был ответ Юлии Шавель из пресс-службы метрополитена. «Это так, — согласилась
она. — Мы и раньше говорили, что у нас нет возможности для безопасной перевозки
инвалидов на колясках. Но нас не слышали. У нас есть письмо от завода —
изготовителя эскалаторов, что они не приспособлены для инвалидных колясок».
На вопрос,
существует ли соответствующее письменное распоряжение начальника метрополитена
Владимира Гарюгина, Юлия Шавель призналась, что такового нет. Как нет и
никакого другого документа, подтверждающего законность этих действий. «Граждане
с детьми жалуются, что им страшно находиться рядом с колясочниками на
эскалаторе», — говорит пресс-секретарь. Но что послужило толчком для запрета от
15 июня, на который ссылаются на станциях, она объяснить не смогла.
В метрополитене не
только «приняли к сведению» сомнительное распоряжение своего начальника, но и
не потрудились уведомить о нововведении самих инвалидов. Ни на одной станции
информация не была вывешена. «Если мы скажем публично, что инвалидов в метро не
пускают, что же это такое будет?» — удивилась вопросу пресс-секретарь.
«Я уверен, что
если люди, которых не пустили в метро, обратятся в суд, они выиграют дело, —
считает Александр Ржаненков, председатель Комитета по социальной политике. — В
метрополитене создают для себя какие-то внутриведомственные инструкции, у
которых отсутствует законодательная база. Они давно пытаются найти обоснования,
чтобы запретить колясочникам вход в метро. Тема эта недавно обсуждалась на
совещании у вице-губернатора Юрия Молчанова, и он дал жесткое указание
разобраться в ситуации. Однако вот что вышло…»
Александр
Ржаненков не припомнил ни одного случая, когда по вине инвалидов-колясочников в
метро страдали другие пассажиры. Больше всего его огорчает, что в последние
годы правительство города пытается решать проблемы «маломобильных групп
населения». Еще два года назад по требованию губернатора было подготовлено
постановление «О мерах по созданию инвалидам условий для беспрепятственного
доступа к объектам социальной инфраструктуры и беспрепятственного пользования
транспортом». На станциях метрополитена стали появляться пандусы и рельсы для
колясок. На новых станциях и тех, которые открываются после ремонта, это
обязательное требование.
Все
– в такси!
«Вы представляете,
сколько стоит оборудовать один эскалатор под колясочников? — не сдается Юлия
Шавель. — Да дешевле открыть целый парк социальных такси!»
К сожалению, ни
Женя, ни Сергей с Анной, пострадавшие от действий руководства метрополитена,
социальным такси воспользоваться не могут. «Я живу в области, на меня эта
льгота не распространяется», — говорит Женя. «А мы недавно приехали в
Петербург, и жену как инвалида даже бесплатно в транспорт не всегда пускают.
Какое уж тут такси», — вторит ей Сергей.
Кроме того, такси
можно вызывать не чаще трех раз в неделю и ездить только по социальным
объектам. «Я постоянно передвигаюсь по городу. И не готова ездить в одни только
поликлиники. Я хочу, как и все, ходить в кафе и театры, жить нормальной
жизнью», — рассуждает Женя.
Так как скандал с
«не пусканием» колясочников в метро разгорелся в конце недели, нам не удалось
за выходные получить разъяснение лично Владимира Гарюгина о том, чем он
руководствовался в своих действиях.
Станислав Попов,
председатель Комитета по транспорту, заявил, что он не получал от руководства
метрополитена никакой подобной информации, и предположил, что это очередная
провокация журналистов. «Мало ли что вы там в сетях прочитали», — попытался
возразить он. Но когда мы сообщили, что лично беседовали с пострадавшими, что у
нас есть названия станций и имена охранников, которые вынуждены были не пускать
людей в метро, что наш фотограф все это снимал на камеру, то сказал, что будет
в понедельник разбираться.
Пусть
покажут, где это написано
Женя Гурова тоже
не намерена оставлять это просто «жалобой в сетях». Она готовит обращение к
министру транспорта, жалобу в прокуратуру и письмо лично Гарюгину с требованием
предоставить документы, на основании которых ее не пустили в метро.
Вице-губернатор
Юрий Молчанов, курирующий транспортную политику города, был явно недоволен, что
мы в субботу вечером звоним ему с вопросом «Почему инвалидов не пускают в
метро?». Однако признал, что слышал о скандале: «Мне сообщили. Я такого
распоряжения не давал. В понедельник утром буду разбираться».
В понедельник у
Жени Гуровой следующий экзамен в институте. Она намерена в сопровождении своего
молодого человека, как обычно, ехать на метро. «Я возьму с собой все правила и
законы, и пусть они покажут пальцем то место, по которому меня не пускают», —
не намерена сдаваться девушка.
О том, кто
разберется с законами быстрее — вице-губернатор Юрий Молчанов или студентка
Женя Гурова, расскажем на страницах портала.
Диана Качалова,
Михаил Масленников
Источник: novayagazeta.spb.ru
http://www.dislife.ru/flow/theme/14066/#more
|