Не ограждайте их от жизни
|
|
|
Лето, солнце свежий воздух, вид на зелёные базайские
горки… И ещё — много игр, конкурсов, состязаний и общения с другими ребятами.
Всё это теперь доступно красноярским детям с ограниченными возможностями.
С прошлого года дети-инвалиды краевого центра стали
участниками уникального муниципального проекта, который реализует городской
реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями
"Радуга”: второе лето в обычных загородных лагерях создаются смены, где отдыхают
вместе с обычным здоровыми детьми и ребятишки-инвалиды. В этом году такая смена
открылась в загородном оздоровительном комплексе "Гренада”.
— На смену заехали тридцать детей с инвалидностью, — рассказывает Зоя
Бердникова, директор центра "Радуга”. — В этом году отдыхают ребятишки от пяти
до двенадцати лет, диагнозы у них разные: детский церебральный паралич, аутизм…
Понятно, что с бытовыми проблемами самостоятельно таким детям справиться
непросто, поэтому отдыхают они в "Гренаде” вместе с родителями, чаще всего это
мама или бабушка. То есть на семью выделяется бесплатная путёвка на двоих.
Жизнь для всего лагеря идёт в плотном графике. И для спецотрядов не делается
исключения: побудка, утренние процедура, зарядка, поход в столовую, спортивные
состязания, дискотеки, творческие конкурсы, работа студий и кружков, викторины,
концерты… Всё кругом кипит, бурлит, движется, каждый день приносит что-то
новое, поэтому не приходится скучать и плакаться на жизнь. Ребятишки с особыми
потребностями живут рядом со здоровыми, участвуют во всех отрядных делах,
читают стихи, поют, танцуют, участвуют в спортивных соревнованиях. Территория
"Гренады” велика, и повсюду дети. И среди непрерывного броуновского движения не
сразу замечаешь "других” ребят, передвигающихся на колясках или с помощью
взрослых.
К созданию такой интегрированной среды, где вместе были бы обычные и дети с
проблемами здоровья, поясняет Зоя Бердникова, цёнтр шёл несколько лет.
— Мы специально создавали площадки, куда приглашали братьев, сестёр ребятишек с
инвалидностью, — поясняет Зоя Валерьевна. — Изучали опыт подобной работы на
примере деятельности общественных организаций. Очень полезной и любопытной для
нас оказалась практика такой общественной организации, как "Открытые сердца”,
которая постоянно старалась погрузить детей-инвалидов в обычную жизненную
ситуацию.
Когда мы приехали в "Гренаду”, мальчишки и девчонки закончили репетицию
театрализованного представления по сказкам Пушкина. (На днях у классика был
день рождения, и в лагере решили его отметить, поставив произведения поэта на
сцене.) Но и после репетиции отдыхать не пришлось. Едва дети с родителями дошли
до своих корпусов, здесь их ждало следующее развлечение. Воспитатели затеяли
для них игру, детей и родителей поделили на две команды. В эстафете участники
должны были добежать до невода и прикрепить на него цветную рыбку — какая
команда сделает это быстрее, та и победит.
— Дети буквально на глазах оживают, — говорит мама десятилетнего Данила Галина
Николаевна. — Вместе с отрядом выходят на сцену, поют, танцуют, читают стихи,
улыбаются, происходит живое общение, чего так не хватает нашим ребятишкам в
городе. У моего сына аутизм, он учится в коррекционной школе (а многие
ребятишки с инвалидностью находятся на надомном обучении), но нам всё рано не
хватает общения со сверстниками. Здесь он идёт на контакт не только с детьми из
нашего отряда, но с обычными ребятами. И если они спокойно принимают его,
общаются с ним, то он начинает с ними играть. И это для нас серьёзное
достижение. Ещё очень важный момент: здесь мы знакомимся с семьями,
оказавшимися в подобной жизненной ситуации, когда в доме ребёнок-инвалид. Даже
после того, как мы разъезжаемся по домам, мы продолжаем дружить, общаться и
поддерживать друг друга.
Надо сказать, что во время таких смешанных смен ни разу не было ситуации, когда
бы здоровые дети некорректно повели себя по отношению к ребятишкам с
ограниченными возможностями. Наоборот, обычные мальчики и девочки относятся
поначалу довольно бережно к тем, кто в силу обстоятельств не может встать с
коляски и побежать вместе со всеми играть в футбол, а со временем привыкают и
уже общаются как с равными. И в этом нет ничего удивительного, считает
заместитель начальника отдела семьи и учреждений социального обслуживания
населения главного управления социальной защиты населения администрации
Красноярска Ирина Туронок.
— Дети, как правило, принимают модель поведения взрослых, — поясняет Ирина
Антоновна. — Здесь, в лагере, они не видят для себя отрицательных примеров и
ведут себя очень достойно. В последнее время в понимании проблем людей с
ограниченными возможностями происходят позитивные изменения. Социальная
политика государства, просветительская деятельность различных ассоциаций,
выступающих за соблюдение прав человека, постепенно изменяют существующий
психологический климат: общество начинает не просто жалеть или сторониться
инвалидов, а относиться к ним как равным. Летний отдых детей с ограниченными
возможностями — один из важнейших этапов их реабилитации. Им нужно не только
санаторно-курортное лечение, но более насыщенный досуг, который бы
способствовал обогащению и развитию духовного мира необычных ребят. Поэтому
необходимо совершенствовать работу по организации каникулярного времени
детей-инвалидов, вводя в практику новые формы работы.
Наталья Боброва, руководитель главного управления социальной защиты
населения администрации Красноярска:
— Семьи, где воспитывается ребёнок с ограничениями здоровья, испытывают особую
потребность в социальных, реабилитационных услугах. И в Красноярске им
оказывается целый спектр услуг, ориентированных на создание условий для
преодоления изолированности детей, их социализации, самореализации. Отдых
детей-инвалидов в интегрированных выездных сменах в обычных оздоровительных
лагерях — одно из направлений этой работы, которое предусмотрено городской
целевой программой "Успешная семья — успешный город”. В прошлом году был первый
такой опыт. Он оказался удачным.
Марина Яблонская
Источник: gornovosti.ru
http://www.dislife.ru/flow/theme/19285/#more
|