Наташа Егорова: право на высшее образование
История девочки с инвалидностью, которой чиновники отказали в рекомендации для поступления в вуз, подходит к счастливому финалу – Наташу готовы принять на обучение в МГППУ. А Российский Союз ректоров обращает внимание руководителей всех высших учебных заведений страны на необходимость соблюдать Конвенцию о правах инвалидов.
Наташа Егорова с мамой пришли в РООИ «Перспектива» два года назад, и очень скоро девочка стала непременным участником программ и мероприятий «Перспективы» и фонда «Лучшие друзья». На специальных тренингах ее учили не стесняться себя и своей инвалидности (особая форма ДЦП), знать о своих возможностях и правах. В летнем лагере «Лучших друзей» Наташе впервые довелось пожить самостоятельной, независимой жизнью, она познакомилась с новыми людьми, нашла друзей. «Да, Наташа училась в общеобразовательной школе, но дистанционно, и в основном вела довольно замкнутую жизнь, - поделилась ее мама Валентина Анатольевна. – А с «Перспективой» и фондом «Лучшие друзья» у нее словно луч света прорвался, и жизнь заиграла новыми красками».
Когда школьное обучение подошло к концу, Наташа с мамой впервые задумались о получении высшего образования, а фонд «Лучшие друзья» и РООИ «Перспектива» подготовили для Наташи характеристики-рекомендации, как для приемной комиссии вуза, так и для иных инстанций, которые могли встретиться на пути абитуриентки с инвалидностью.
Поскольку Наташе уже исполнилось 18 лет, она прошла переосвидетельствование в бюро Медико-Социальной экспертизы (МСЭ) для получения группы инвалидности и оформления Индивидуальной программы реабилитации (ИПР). Учитывая ее планы на получение высшего образования, Наташе Егоровой нужна была соответствующая запись в ИПР, которая позволила бы ей подавать документы в вуз. Конечно, Наташа с мамой обратились в МСЭ с просьбой дать ей эту рекомендацию. Однако специалисты МСЭ отказали девочке под предлогом того, что она все равно не сможет впоследствии найти работу.
Наташина мама пришла на круглый стол в Общественной палате РФ, куда «Перспектива» пригласила ребят из программы «Развитие лидерства среди подростков с инвалидностью», чтобы они рассказали представителям разных ветвей и уровней власти о проблемах, с которыми сталкиваются в своей жизни. Сама Наташа прийти не смогла, переживала дома, и Валентина Анатольевна эмоционально, но очень последовательно рассказала о барьерах, препятствующих дальнейшему обучению ее дочери: «Они сказали – не занимай место здоровых детей!», - процитировала Валентина Анатольевна слова чиновников.
История Наташи Егоровой заинтересовала корреспондента МК Анастасию Кузину, а после выхода ее материала «Девушке с инвалидностью чиновники закрыли двери в вуз» к Наташе отправились съемочные группы нескольких телеканалов. История получила широкий резонанс, читатели и зрители предлагали свою помощь и интересовались, чем все закончилось, удалось ли Наташе стать студенткой.
Недавно стали известны результаты ЕГЭ: Наташа Егорова сдала экзамены на 4 и 5 и получила аттестат, единственная из восьми выпускников с инвалидностью, также обучавшихся в ее школе. В последний год Наташа занималась на подготовительных курсах в Московском городском психолого-педагогическом университете (МГППУ), а ее мама ходила туда же на специальные семинары для родителей, имеющих детей с инвалидностью. Чувствуя, что вуз уже стал для них близким, а также учитывая, что в МГППУ давно практикуют обучение студентов с инвалидностью, Егоровы решили подавать документы именно в это учебное заведение.
С аттестатом и другими документами Егоровых ждут в МГППУ, где с 2006 года на факультете дистанционного обучения открыта программа обучения по направлению «Психология» для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Сейчас по этой программе на бюджетной основе обучается около 80 студентов. В этой работе факультет использует возможности современных интернет-технологий, которые позволяют обеспечивать непосредственное общение преподавателей и студентов, не выходя из дома, как один на один, так и в группах. Кроме того, для студентов налажена система онлайн-трансляций лекций, проходящих в аудиторных условиях в МГППУ, интернет-семинаров, а также интернет-консультаций.
Декан факультета Бронюс Айсмонтас сообщил сотрудникам РООИ «Перспектива», что готов рассмотреть возможность обучения Наташи Егоровой в университете. Семья Наташи очень благодарна всем откликнувшимся за поддержку и готовность прийти на помощь. В свою очередь юридическая служба РООИ «Перспектива» продолжает держать ситуацию на контроле и готова поддержать Наташу и других абитуриентов с инвалидностью, у которых могут возникнуть проблемы при поступлении в вуз.
На днях стало известно, что 20 июня, в день официального старта приемной кампании, Союз ректоров рекомендовал вузам расширить меры обеспечения академических прав инвалидов. Генеральный секретарь Российского Союза ректоров, член Комиссии при Президенте России по делам инвалидов Ольга Каширина обратилась к председателям региональных советов ректоров: «Прием должен проходить в полном соответствии с Конвенцией ООН о правах инвалидов. Известны факты, когда абитуриенты-инвалиды скрывают свою инвалидность - только по причине инертности и определенного равнодушия среды. Сегодня, после подписания Конвенции, таки факты недопустимы, на вузовском этапе мы должны это преодолеть. И всецело поддерживать стремления абитуриентов-инвалидов быть активными членами общества, получить реальные знания, чтобы в будущем самостоятельно строить свою профессиональную траекторию».
Комментарий руководителя юридической службы РООИ «Перспектива» Михаила Черкашина:
- Отказ внести в ИПР рекомендательную запись о получении высшего образования является неправомерным, поскольку, согласно ст. 24 Конвенции ООН О правах инвалидов, которую Россия ратифицировала в 2012 году, государства-участники гарантируют людям с инвалидностью право на получение образования, в том числе высшего. Согласно статье 79 Федерального закона «Об образовании в РФ» людям с инвалидностью также гарантируется получение высшего образования в специально созданных условиях.
К сожалению, действующим российским законодательством не установлены четкие требования к условиям получения рекомендаций по образованию со стороны специалистов медико-социальной экспертизы. Правила признания лица инвалидом и Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1013н "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" не устанавливают четких требований к выдаче рекомендаций по получению того или иного вида образования, что приводит к субъективной и произвольной оценке необходимости и потребности людей с инвалидностью в образовании.
Сегодня эта проблема имеет важное значение для людей с инвалидностью, так как в результате оценки органов МСЭ человек может быть лишен возможности реализовать свое законное право на профессиональное образование.
Наши рекомендации:
В случае отказа внести запись о рекомендации получения высшего образования, согласно Правилам признания лица инвалидом, человек, имеющий инвалидность, вправе обжаловать данное решение в вышестоящее бюро МСЭ в месячный срок. Также можно оспорить отказ в судебном порядке.
Следует отметить, что вопросы оформления ИПР носят индивидуальный характер. Отказ органов МСЭ не всегда является прямым нарушением прав и может носить спорный характер. Поэтому обращаем ваше внимание на обоснование отказа со стороны органов МСЭ: только в случае, если оно прямо противоречит имеющимся справкам и рекомендациям со стороны врачей, находящимся в деле, это указывает на неправомерность такого отказа.
Екатерина Глебова
Источник: Трибуна
http://dislife.ru/articles/view/31681#cut
|