Мысленное управление автомобилем
|
|
|
Инженеры
и программисты из Берлина создали интерфейс, позволяющий управлять автомобилем
силой мысли. Первые тесты показали, что добровольцы, условно находящиеся у
руля, без проблем справляются с поставленной задачей. Инженеры проекта
BrainDriver лаборатории AutoNOMOS стали первопроходцами в области управления
машиной посредством мыслей. Ядро команды - группа искусственного интеллекта
(Künstliche Intelligenz) Свободного университета Берлина, которую возглавляет
профессор Рауль Рохас (Raúl Rojas).
Рауль и его
коллеги создали на базе Volkswagen Passat почти автономный автомобиль, направление
движения которого, а также скорость определяют мысли водителя.
Прежде всего,
изобретатели снабдили машину всевозможными датчиками и камерами, чтобы уберечь
водителя-испытателя от возможных неприятных последствий мысленного управления.
Лазерные и микроволновые радары обеспечивают автомобиль круговым обзором,
позволяющим предотвратить столкновение с препятствиями. Кроме того, нынешний
прототип способен почувствовать впереди идущее транспортное средство на
расстоянии до 200 метров.
Затем немецкие
инженеры разработали интерфейс мозг человека - автомобиль. На голову
добровольца одевается специальная шапочка с 16 сенсорами. Она считывает
электроэнцефалограмму, а программное обеспечение (оригинальное, изменённое под
нужды данного проекта) определяет, о чём думает человек.
Конечно,
конкретные мысли оно прочитать не в состоянии. Но его можно заранее обучить,
что определённая картинка мозговых волн должна быть интерпретирована как
поворот направо, другая - поворот налево, а третья и четвёртая - разгон и
торможение.
Сначала будущий
водитель-доброволец тренировал программу, управляя виртуальным кубиком на
мониторе компьютера. Он мысленно отправлял его направо и налево. Так софт
получил представление о мыслях водителя. Затем настоящий тест-драйв был устроен
управляемому одними лишь мыслями Пассату. «Учения» проходили на территории ныне
не работающего аэропорта Темпельхоф.
Как пишут
разработчики на своём сайте: «На сегодня это лишь демонстрационный опыт. И
полученного результата, конечно, недостаточно для проведения полноценных
дорожных испытаний. Но потенциал у человеко-машинного интерфейса огромен».
Нынешняя
разработка, прежде всего, любопытный эксперимент: инженерам ещё предстоит
научить человека и машину полноценно работать в контакте. Но, возможно, в
будущем силой мысли управлять автомобилем смогут инвалиды, которым пока
подвластны лишь кресла-каталки да некоторые экзоскелеты.
Кроме того,
интерфейс может пригодиться для управления другими устройствами, а также для
создания «гибридного» управления автомобилем или какой-либо другой техникой
(продвинутыми экзоскелетами, например).
Напомним, что ранее на дороги выходили
автомобили-роботы (в том числе для слепых), некоторые из них покоряли горные
серпантины и даже отправлялись в дальние путешествия, а также успешно их
завершали.
Юлия Рудый
Источник: membrana.ru
http://www.dislife.ru/flow/theme/12333/#more
|