Статья 43 Конституции
Российской Федерации не только гарантирует право на образование любому ребенку,
не зависимо от состояния его здоровья, физических, функциональных и психических
особенностей, но и обязывает родителей предоставить доступ к образованию, что
закреплено в законе Российской Федерации «Об образовании». Дети-инвалиды
не являются исключением - законодательство России, конвенция ООН о правах
ребенка и различные международно-правовые пакты закрепляют права
детей-инвалидов на получение образования, физическую, психологическую и социальную
реабилитацию в условиях максимальной социальной интеграции.
Одним из самых
эффективных методов получения образования детьми-инвалидами и их одновременной
социальной реабилитации является инклюзивное образование - получение
образования детей с особыми возможностями в общеобразовательных учебных
заведениях. Инклюзивное образование предполагает адаптацию общего образования к
особым потребностям детей и преследует цель не только максимально интегрировать
детей-инвалидов в общество, но и с раннего возраста приучить других детей к
мысли, что существуют люди с различными физическими, физиологическими и
психическими особенностями, которые являются такими же индивидуумами и членами
общества, как и остальные дети, хотя в чем-то и отличаются от них. С этой целью
ЮНЕСКО изменил использовавшийся ранее термин «интегрированное образование» на
«инклюзивное образование», тем самым подчеркивая, что у всех детей существуют
разные потребности в обучении. Ни для кого не секрет, что сегодня в
общеобразовательных школах обучаются дети с совершенно разными психическими
особенностями и способностью к обучению, включение в число учащихся
общеобразовательных школ детей с особыми потребностями не оказывает
существенного влияния на процесс обучения (при условии материального,
методического обеспечения). Более того, при грамотном внедрении системы инклюзивного
образования происходит не только максимально возможная социальная интеграция
детей-инвалидов, но и повышается эффективность процесса обучения других детей.
Для приема ребенка с особыми
потребностями в общеобразовательную школу будет достаточно заявления одного из
родителей, его паспорта, копии свидетельства о рождении ребенка и медицинской
карты (форма 286 у). В некоторых случаях желательно предоставить индивидуальную
программу реабилитации инвалида - документ, утвержденный приказом Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации (приказ № 287 от
29.11.2004) и выдаваемый федеральными учреждениями медико-социальной
экспертизы. Индивидуальная программа реабилитации инвалида обязывает
предоставить ребенку-инвалиду технические средства реабилитации, услуги по
медицинской, социальной, профессиональной, психолого-педагогической
реабилитации. Предоставление индивидуальной программы реабилитации инвалида не
является обязательным условием приема ребенка с особыми потребностями в общеобразовательную
школу, однако это в большинстве случаев является желательным, т.к. там могут
быть даны рекомендации по обучению и созданию наиболее эффективных условий для
этого.
Кроме очной формы обучения в
общеобразовательной школе образование ребенка-инвалида может осуществляться в
очно-заочной, заочной форме, в форме экстерната, надомного обучения, семейного
образования. Возможно также обучение ребенка в интернате или коррекционной
школе, куда он направляется на обучение органами управления образования. Для
этого необходимо заключение психолого-медико-педагогической комиссии и согласие
родителей. Если даже это заключение является положительным, то без согласия
родителей никто не вправе сделать этого и родители имеют полное право
определить своего ребенка в ближайшую к месту жительства общеобразовательную
школу, а органы управления образования ОБЯЗАНЫ предоставить ребенку-инвалиду
образование в той форме, на которой настаивают родители, что и оговаривается в
законе Российской Федерации «Об образовании». Заключение
психолого-медико-педагогической комиссии «не обучаем» вступает в прямое
противоречие с этим законом и в настоящее время подобную отметку ставить
запрещено и родители могут требовать принять ребенка с особыми потребностями в
ближайшую общеобразовательную школу. Комиссия может дать рекомендации по
проведению реабилитационных работ, которые будут способствовать нормальному
развитию и обучению ребенка, но не лишить его права на образование в той форме,
которую считают наиболее приемлемой его родители. Действия комиссии можно
обжаловать в суде, т.к. ее члены обязаны не давать заключение об «обучаемости»
или «необучаемости» ребенка, а разработать рекомендации для того, чтобы ребенок
стал даже с их точки зрения «обучаем», в чем, по большому счету, и заключаются
их профессиональные обязанности, а заключение «не обучаем» является признаком
некомпетентности, профессиональной непригодности и несоответствия занимаемой
должности членов комиссии.
http://www.dislife.ru/flow/theme/193/#comment55380 P.S. Слишком расплывчатое понятие ребёнок-инвалид . Очень разные случаи
кто-то очень даже может,кому-то нужна именно коррекционная школа . И не
ПМПК решать .Она дает рекомендации по образовательному маршруту ,но это
только РЕКОМЕНДАЦИИ. Окончательное решение за законными представителями
ребёнка . Отказывать в обучении в школе по месту жительства незаконно. Аутизм он очень разный .Разные формы,степени. Снижение иннтелекта происходит вовсе не при всех формах аутизма .Например некоторые ИТ спецы высокого уровня-аутисты.Аутизм без снижения интеллекта характерен для синдрома Аспера. Это так называемый "высокофункциональный аутизм" .Обучение таких детей в общеобразовательной школе возможно и крайне желательно . Часто они проявляют способности в одной области и двоечники в другой .Но синдром Асперера только одна из форм аутизма причём не самая распространённая ,для других характерно резкое снижение интеллекта больного и обучение по общей программе невозможно.
И самое главное , от просто помещения больного ребёнка в
общеобразовательную школу она инклюзивной не становится .Чтобы школа
стала готова к приёму таких детей надо много работы и серьёзные траты .
На `дурочку` сэкономить не получиться .Нужно и создание спец.условий
безбарьерная среда ,спец.наглядные пособия,работа с учителями(изменения
отношения к таким детям овладевание дефектологическими
методиками,работа с родителям,детьми в классе) .Если кинжал скотчем к
ботинкам примотать коньки не получаться ( команда КВН из Абхазии) . Если
просто детей-инвалидов отправить в обычную общеобразовательную школу
-инклюзивное обучение не получится
|