По всей России в рамках приоритетного национального проекта
"Образование” для школьников, которые по состоянию здоровья вынуждены учиться
на дому, организовано дистанционное обучение.
В нашей республике эта программа
стартовала в сентябре 2010 года. Первые итоги работы подводит министр
образования и науки Хакасии Галина Салата.
— Одним из индикаторов социального и
психологического здоровья общества является отношение к детям с проблемами
здоровья, — напомнила Галина Александровна. — Нужно понимать, что это не
балласт на пути развития цивилизации, а люди с другими возможностями. И наша
главная задача — помочь им социализироваться в повседневной жизни.
Изолированность от социума, равнодушие и
негативное общественное мнение, разобщенность родителей — вот лишь некоторые
проблемы, которые мешают детям-инвалидам получать качественное образование.
Дистанционная форма как нельзя лучше
подходит для решения этих проблем, ведь детям требуется индивидуальный
подход. В Хакасии на домашнем обучении находятся 188 ребят. Из них 147 не
имеют противопоказаний для работы на компьютере. Для этих ребят именно
компьютер может стать той опорой, которая приведет их в огромный мир знаний.
— Для этого и был создан центр
дистанционного образования в Хакасии…
— Такие центры в прошлом году открылись во
многих российских регионах, и наша республика не стала исключением. Между
Федеральным агентством по образованию и правительством Республики Хакасия в
ноябре 2009 года было заключено соглашение о предоставлении субсидии из
федерального бюджета в размере более 15 миллионов рублей на организацию
дистанционного образования детей-инвалидов. Данные средства использованы на
приобретение компьютерного оборудования, подключение центра, мест проживания
обучающихся и педагогических работников к Интернету. Центр дистанционного
образования детей-инвалидов в Хакасии создан как структурное подразделение
республиканской специальной (коррекционной) школы-интерната III, IV видов.
25 августа прошлого года состоялось его
торжественное открытие, а уже 1 сентября обучение через Интернет начали 45
детей из 11 муниципальных районов и городских округов республики. Все ребята
— ученики начальных классов.
— Какие дисциплины с помощью
компьютера они могут изучать?
— 19 детей изучают общеобразовательные
предметы, предусмотренные школьной программой: русский язык, математику,
литературу, рисование и так далее. Остальные ребята осваивают программы
дополнительного образования: "Компьютерная кисточка”, "Английский язык для
начинающих”, "Работаем и играем в ПервоЛого”, "Ручной труд”, "Музыкальные
истории”. Стоит отметить, что родители довольны тем, как обучают детей, а
многие даже просят увеличить нагрузку.
Обучение ведут 15 учителей, в том числе
пятеро — педагоги дополнительного образования. Все учителя высшей и первой
квалификационной категории, большинство имеют дефектологическое образование и
опыт работы с детьми-инвалидами.
— Галина Александровна, планируется
ли увеличить количество школьников, которые обучаются дистанционно?
— Конечно. С начала этого года приступили к
обучению еще 55 детей с ограниченными возможностями здоровья: 18 — из
Абакана, 20 — из Черногорска, 16 — из Саяногорска и один ребенок из
Усть-Абакана. Причем это уже не малыши, а учащиеся среднего звена.
Что касается дополнительного образования,
то в первом квартале этого года будет открыто еще около 20 дисциплин.
Например, "Информатика и ИКТ”, "Лаборатория физики и химии”, "История
Англии”, "Живая география”...
А с 1 сентября к занятиям приступят еще 20
детей с ограниченными возможностями здоровья. В общей сложности на
дистанционном обучении в 2011 году будет 120 человек. Это 82 процента от
количества детей, которые по состоянию здоровья могут обучаться с
использованием компьютерных технологий.
— Количество педагогов тоже
возрастет?
— Да, штат увеличится на 28 человек.
Кстати, все педагоги уже прошли курсы при Хакасском республиканском институте
повышения квалификации и переподготовки работников образования. Они получили
навыки пользования веб-камерой, передачи информации через Интернет, а также
знания о психофизических особенностях детей с ограниченными возможностями
здоровья. Прослушали и курс по основам медицинских знаний.
— С какими проблемами вы
столкнулись при организации дистанционного обучения?
— Существенной проблемой стало отсутствие
выхода в Интернет у большинства сельчан. И я хотела бы поблагодарить наших
социальных партнеров — компанию ОАО "Сибирьтелеком” за реализацию
благотворительного проекта. За счет собственных средств (а это более миллиона
рублей) сотрудники компании предоставили детям-инвалидам выход в Интернет.
К сожалению, сегодня не все родители готовы
организовать обучение своего ребенка дистанционно. Прежде всего из-за
недостаточной осведомленности о данной форме обучения или из-за отсутствия
компьютера. Нередко это происходит и из-за того, что родители считают:
ребенку необходимо живое общение с учителем, а не через веб-камеру.
Что на это можно сказать? Дистанционное
обучение для нас — не самоцель. И оно ни в коей мере не должно лишать ребенка
живого общения. Компьютер — это средство дополнительной помощи
детям-инвалидам и их родителям, которое повышает интерес детей к учебе, а
главное, помогает им в развитии и общении с миром. Особенно актуально
дистанционное обучение для сельской местности, где образовательные учреждения
не всегда приспособлены для очного обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Важно помнить, что, получив образование,
они смогут обеспечивать себя во взрослой жизни, а следовательно, и жить с
чувством собственного достоинства.
Елена Куминова,
пресс-служба министерства образования и науки Хакасии
Министерство образования и науки
Республики Хакасия обеспечивает контроль и сопровождение всех мероприятий по
реализации направления "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов”.
По информации федерального оператора, курирующего проект, Хакасия входит в
число 20 лучших регионов России по срокам реализации президентской
инициативы.
Газета Хакасия
|