По
всей России в рамках приоритетного национального проекта
"Образование" для школьников, которые по состоянию здоровья вынуждены
учиться на дому, организовано дистанционное обучение. В нашей республике эта
программа стартовала в сентябре 2010 года. Первые итоги работы подводит министр
образования и науки Хакасии Галина Салата.
- Одним из
индикаторов социального и психологического здоровья общества является отношение
к детям с проблемами здоровья, - напомнила Галина Александровна. - Нужно
понимать, что это не балласт на пути развития цивилизации, а люди с другими
возможностями. И наша главная задача - помочь им социализироваться в
повседневной жизни.
Изолированность от
социума, равнодушие и негативное общественное мнение, разобщенность родителей -
вот лишь некоторые проблемы, которые мешают детям-инвалидам получать
качественное образование.
Дистанционная
форма как нельзя лучше подходит для решения этих проблем, ведь детям требуется
индивидуальный подход. В Хакасии на домашнем обучении находятся 188 ребят. Из
них 147 не имеют противопоказаний для работы на компьютере. Для этих ребят
именно компьютер может стать той опорой, которая приведет их в огромный мир
знаний.
- Для этого и был
создан центр дистанционного образования в Хакасии...
- Такие центры в
прошлом году открылись во многих российских регионах, и наша республика не
стала исключением. Между Федеральным агентством по образованию и правительством
Республики Хакасия в ноябре 2009 года было заключено соглашение о
предоставлении субсидии из федерального бюджета в размере более 15 миллионов
рублей на организацию дистанционного образования детей-инвалидов. Данные
средства использованы на приобретение компьютерного оборудования, подключение
центра, мест проживания обучающихся и педагогических работников к Интернету.
Центр дистанционного образования детей-инвалидов в Хакасии создан как
структурное подразделение республиканской специальной (коррекционной)
школы-интерната III, IV видов.
25 августа
прошлого года состоялось его торжественное открытие, а уже 1 сентября обучение
через Интернет начали 45 детей из 11 муниципальных районов и городских округов
республики. Все ребята - ученики начальных классов.
- Какие дисциплины
с помощью компьютера они могут изучать?
- 19 детей изучают
общеобразовательные предметы, предусмотренные школьной программой: русский
язык, математику, литературу, рисование и так далее. Остальные ребята осваивают
программы дополнительного образования: "Компьютерная кисточка",
"Английский язык для начинающих", "Работаем и играем в
ПервоЛого", "Ручной труд", "Музыкальные истории".
Стоит отметить, что родители довольны тем, как обучают детей, а многие даже
просят увеличить нагрузку.
Обучение ведут 15
учителей, в том числе пятеро - педагоги дополнительного образования. Все
учителя высшей и первой квалификационной категории, большинство имеют
дефектологическое образование и опыт работы с детьми-инвалидами.
- Галина
Александровна, планируется ли увеличить количество школьников, которые
обучаются дистанционно?
- Конечно. С
начала этого года приступили к обучению еще 55 детей с ограниченными
возможностями здоровья: 18 - из Абакана, 20 - из Черногорска, 16 - из
Саяногорска и один ребенок из Усть-Абакана. Причем это уже не малыши, а
учащиеся среднего звена.
Что касается
дополнительного образования, то в первом квартале этого года будет открыто еще
около 20 дисциплин. Например, "Информатика и ИКТ", "Лаборатория
физики и химии", "История Англии", "Живая
география"...
А с 1 сентября к
занятиям приступят еще 20 детей с ограниченными возможностями здоровья. В общей
сложности на дистанционном обучении в 2011 году будет 120 человек. Это 82
процента от количества детей, которые по состоянию здоровья могут обучаться с
использованием компьютерных технологий.
- Количество
педагогов тоже возрастет?
- Да, штат
увеличится на 28 человек. Кстати, все педагоги уже прошли курсы при Хакасском
республиканском институте повышения квалификации и переподготовки работников
образования. Они получили навыки пользования веб-камерой, передачи информации
через Интернет, а также знания о психофизических особенностях детей с
ограниченными возможностями здоровья. Прослушали и курс по основам медицинских
знаний.
- С какими
проблемами вы столкнулись при организации дистанционного обучения?
- Существенной
проблемой стало отсутствие выхода в Интернет у большинства сельчан. И я хотела
бы поблагодарить наших социальных партнеров - компанию ОАО
"Сибирьтелеком" за реализацию благотворительного проекта. За счет
собственных средств (а это более миллиона рублей) сотрудники компании
предоставили детям-инвалидам выход в Интернет.
К сожалению,
сегодня не все родители готовы организовать обучение своего ребенка
дистанционно. Прежде всего из-за недостаточной осведомленности о данной форме
обучения или из-за отсутствия компьютера. Нередко это происходит и из-за того,
что родители считают: ребенку необходимо живое общение с учителем, а не через
веб-камеру.
Что на это можно
сказать? Дистанционное обучение для нас - не самоцель. И оно ни в коей мере не
должно лишать ребенка живого общения. Компьютер - это средство дополнительной
помощи детям-инвалидам и их родителям, которое повышает интерес детей к учебе,
а главное, помогает им в развитии и общении с миром. Особенно актуально
дистанционное обучение для сельской местности, где образовательные учреждения
не всегда приспособлены для очного обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Важно помнить,
что, получив образование, они смогут обеспечивать себя во взрослой жизни, а
следовательно, и жить с чувством собственного достоинства.
Елена Куминова,
пресс-служба министерства образования и науки Хакасии
Источник: gazeta19.ru
http://www.dislife.ru/flow/theme/11899/#more
|