Концепция совершенствования
государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов
I. Общие положения
Медико-социальная
экспертиза и реабилитация инвалидов являются важными элементами системы
обеспечения инвалидам условий для преодоления ограничений жизнедеятельности,
направленными на создание им равных возможностей для участия в жизни общества.
Медико-социальная
экспертиза - определение в установленном порядке потребностей
освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на
основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством
функций организма.
Медико-социальная
экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма
на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых,
профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого
лица.
Институционально
система государственной медико-социальной экспертизы включает:
- федеральные государственные
учреждения медико-социальной экспертизы: Федеральное бюро
медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по
соответствующему субъекту Российской Федерации (84 единицы), главное бюро,
осуществляющее медико-социальную экспертизу работников организаций
отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и
населения отдельных территорий, и их филиалы – бюро медико-социальной
экспертизы в городах и районах (1936 единиц);
- учреждения науки,
специализирующиеся в области медико-социальной экспертизы, протезирования
и реабилитации инвалидов (ФГУ «Санкт-Петербургский институт
усовершенствования врачей экспертов Федерального медико-биологического
агентства», ФГУ «Новокузнецкий научно-практический центр
медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Федерального
медико-биологического агентства» и ФГУ «Санкт-Петербургский
научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и
реабилитации инвалидов им Г.А.Альбрехта Федерального медико-биологического
агентства»), подведомственные Федеральному медико–биологическому агентству
(ФМБА России).
Реабилитация
инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей
инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация
инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию
ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким
расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов,
достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
В
реабилитационном процессе принимают участие органы государственной власти,
органы местного самоуправления, а также организации независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие
мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.
В настоящее
время в Российской Федерации функционирует около 600 реабилитационных центров,
учреждений и специализированных отделений, а также 11 колледжей-интернатов
для инвалидов, подведомственных Минздравсоцразвития России.
Проблема
комплексной реабилитации инвалидов в Российской Федерации в последние годы
постепенно из категории «социальной» перешла в категорию «национальной
безопасности». Объясняется это тем, что на фоне устойчивой и долговременной
убыли населения быстро увеличивается численность инвалидов в стране. Если в
1992 году в России было 3,98 млн. инвалидов, то сегодня их численность
составляет 13,1 млн. человек. Ежегодно в учреждениях медико-социальной
экспертизы освидетельствуется более 4 млн. человек, из них впервые признаются
инвалидами около 1 млн. человек, повторно – 2,5 млн. граждан.
Существующая
в настоящее время нормативная правовая база не обеспечивает должной
объективности в установлении инвалидности и назначения реабилитационных
мероприятий, что сказывается на качестве медико-социальной экспертизы. В связи
с этим доля измененных решений бюро медико-социальной экспертизы главными бюро
медико-социальной экспертизы по обжалованию граждан среди всех проверенных
решений по обжалованию составляет более 10 процентов.
Специалистами
Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) прогнозируется, что при сохранении
действующей системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов к
2015 году численность взрослых инвалидов в Российской Федерации составит
15,3 – 15,5 млн. человек. Это увеличение числа инвалидов произойдет на фоне
продолжающегося демографического кризиса.
В 90-е годы
прошлого столетия были утрачены некоторые достижения профилактической
медицины, ухудшились основные показатели здоровья (продолжительность жизни,
рождаемость, смертность, инвалидность).
Существующие
реабилитационные учреждения социальной направленности работают без достаточной
координации своих действий, разрозненно, и это резко отрицательно сказывается
на эффективности реабилитационного процесса.
Действующая система
медико-социальной экспертизы и реабилитации предполагает неоднократное
посещение гражданами ряда учреждений, затрату времени и усилий для
получения документов, необходимых для предоставления услуг по медико-социальной
экспертизе.
Крайне
медленно в работу структур, участвующих в решении проблем комплексной
реабилитации, внедряются современные информационные технологии. Это приводит, с
одной стороны, к низкой эффективности работы данных структур, а, с другой,
затрудняют контроль целевого использования выделяемых для решения этой задачи
средств.
В настоящее
время около 20 процентов инвалидов трудоспособного возраста продолжают
трудиться.
Реальное
трудоустройство инвалидов и, как следствие, создание условий для их
экономической независимости затруднено отсутствием стройной системы их
профессиональной реабилитации, а так же обусловленной этим низкой эффективности
ее элементов: профессиональной ориентации, подготовки, переподготовки и
рационального трудоустройства, а так же отсутствием профессиографического
справочника.
Особенно
остро стоит вопрос оценки доступности рабочих мест для инвалидов с учетом
объективно имеющихся у них ограничений способности к трудовой деятельности.
Таким
образом, недостатки в решении проблем комплексной реабилитации инвалидов
носят системный характер, и устранить их можно только в результате поэтапного
совершенствования системы медико-социальной экспертизы и реабилитации
инвалидов, повышения эффективности социальной поддержки отдельны групп
населения, в том числе путем усиления адресности региональных программ
государственной социальной помощи, формирования эффективной системы социальной
поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Организационное
и институциональное совершенствование систем медико-социальной экспертизы и
реабилитации инвалидов является одним из основных направлений Концепции
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17
ноября 2008 г. № 1662-р.
Совершенствование
медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, включая их
профессиональную ориентацию и трудоустройство, предусмотрено Основными
направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012
года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17
ноября 2008 г. № 1663-р.
Конвенция
ООН о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря
2006 г. и подписанная Российской Федерацией 24 сентября 2008 г. (далее –
Конвенция), устанавливает международные обязательства государств – участников в
области реабилитации инвалидов, предусматривающие осуществление мер по
предоставлению инвалидам возможностей для достижения и сохранения максимальной
независимости, реализации физических, умственных, социальных и
профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты
жизни общества, - путем организации, укрепления и расширения комплексных
реабилитационных услуг и программ.
Настоящая
концепция совершенствования государственной системы медико-социальной
экспертизы и реабилитации инвалидов (далее – концепция) определяет цели,
задачи, основные направления и этапы совершенствования государственной системы
медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, с учетом достигнутого
уровня ее развития, национальных и международных обязательств Российской
Федерации, отечественного и зарубежного опыта, а также
положений Международной классификации функционирования, ограничений
жизнедеятельности и здоровья (далее – МКФ).
II. Цели, задачи и основные направления
совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и
реабилитации инвалидов
Целями
концепции являются повышение качества, объективности, доступности и
эффективности медико-социальных экспертных и реабилитационных услуг, приведение
принципов и механизмов их осуществления в соответствие с требованиями
Конвенции.
Достижение
указанной цели в значительной степени зависит от успешного решения двух
основных задач:
- повышение уровня объективности
оценки ограничений жизнедеятельности инвалидов и обоснованности
назначаемых (рекомендуемых) мер по их преодолению;
- повышение доступности и
эффективности предоставляемых реабилитационных услуг и технических средств
реабилитации.
Основными
направлениями решения задач совершенствования государственной системы
медико-социальной экспертизы и повышения доступности реабилитации инвалидов
являются:
- разработка инновационных
подходов к организации и проведению медико-социальной экспертизы и
реабилитации инвалидов, с учетом положений МКФ;
- совершенствование учета
инвалидов;
- улучшение межведомственного
взаимодействия при проведении медико-социальной экспертизы и реабилитации
инвалидов, включая взаимодействие с общественными организациями инвалидов;
- разработка стандартов оказания
услуг и выполнения мероприятий по реабилитации инвалидов;
- обеспечение физической и
информационной доступности государственной системы медико-социальной
экспертизы и реабилитации инвалидов.
2.1. Разработка инновационных подходов к организации и
проведению медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, с учетом
положений МКФ
Действующие
классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной
экспертизы федеральными государственными учреждениями медико-социальной
экспертизы, (разработаны на основе Международной классификации нарушений,
ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности (МКН), которая
впервые была опубликована Всемирной Организацией Здравоохранения в 1980 г.),. не
в полной мере обеспечивают объективность и достоверность оценки ограничений
жизнедеятельности инвалидов, с учетом влияния на жизнедеятельность инвалида
факторов окружающей среды, что не позволяют разрабатывать и осуществлять
эффективные индивидуальные программы
реабилитации инвалидов.
В связи с
этим необходима разработка новых подходов к организации и проведению
медико-социальной экспертизы и реабилитации.
Достижение
поставленной цели возможно при решении задачи создания условий для
объективизации оценок ограничений жизнедеятельности инвалидов,
потребностей инвалидов в различных видах социальной защиты, включая
реабилитацию, для чего необходимо разработать новые классификации, используемые
при осуществлении медико-социальной экспертизы с учетом МКФ. С целью
более эффективного функционирования системы медико-социальной экспертизы и
реабилитации инвалидов, необходим единовременный переход на использование МКФ в
оценке здоровья населения и в других учреждениях, в том числе и в учреждениях
здравоохранения.
Распространение
положений МКФ не только для установления инвалидности в деятельности
государственных учреждений медико-социальной экспертизы, но и в деятельности всех
учреждений здравоохранения и социальной сферы, является условием, которое
позволит унифицировать подход к медико-социальной реабилитации инвалидов, что
вытекает из целей создания МКФ.
Применение
предусмотренной МКФ классификации функций и структур организма, активности и
участия, в том числе по степени выраженности, а также факторов окружающей
среды, позволит с высокой степенью достоверности и объективности оценивать
здоровье индивида с биологической, психологической и социальной точек зрения и
определять его нуждаемость в различных видах социальной защиты, включая
реабилитацию, в мерах по разумному приспособлению окружающей среды.
Кроме того,
с учетом положений МКФ будут законодательно или
нормативно определены рамки для описания указанных показателей «универсальным» языком
- в виде системы буквенных кодов, что обеспечит идентификацию преимущественных
видов ограничений жизнедеятельности у инвалидов, доступности физического и
информационного окружения с целью устранения индивидуальных барьеров службами,
ведомствами и другими организациями вне зависимости от организационно-правовых
форм и форм собственности. Эти коды будут указывать на необходимость
помощи при передвижении, нуждаемость в сопровождении, дублирование
световыми устройствами, информационными табло с тактильной
(пространственно-рельефной) информацией и учитываться вышеуказанными службами
при предоставлении услуг инвалидам.
Для
обеспечения избирательности мер социальной поддержки инвалидов в различных
жизненных ситуациях, на основе МКФ предусматривается разработать и
нормативно установить кодификатор (социально значимых) категорий
инвалидности в зависимости от вида и тяжести ограничения жизнедеятельности с
выделением основных групп инвалидов, дифференцированных по преимущественному
виду помощи, в которых они нуждаются.
А) тяжелые
инвалиды – нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, надзоре и помощи
другого человека;
|
Б)
самостоятельно не могут передвигаться, нуждаются в постоянной помощи других
лиц для осуществления передвижения;
|
В)
самостоятельно себя не обслуживают, нуждаются в постоянном постороннем уходе
и помощи других лиц;
|
Г)
самостоятельно не ориентируются, нуждаются в постоянной посторонней помощи и
сопровождении (в том числе, вследствие слепоты);
|
Д) не
контролируют свое поведение, нуждаются в постоянном надзоре и сопровождении
(в том числе, вследствие психических расстройств);
|
Ж)
инвалиды, нуждающиеся в частичной посторонней
помощи,
уходе и надзоре (преимущественно вне дома);
|
3)
передвижение ограничено, нуждается в посторонней помощи при передвижении
вне дома;
|
Е)
нуждается в частичной посторонней помощи при выполнении отдельных действия по
самообслуживанию;
|
К)
нуждается в частичной помощи при передвижении вне дома (в том числе,
вследствие слабовидения);
|
Л)
нуждается в частичной коррекции, надзоре и сопровождении вне дома (в том
числе, вследствие психических расстройств);
|
М)
глухонемота со снижением интеллекта и невозможностью обучения речи;
|
Н)
инвалиды, нуждающиеся в специализированной помощи в отдельных жизненных
ситуациях (преимущественно вне дома);
|
О)
нуждается в специализированной помощи в отдельных жизненных ситуациях (в том
числе, глухие, нуждающиеся в услугах сурдопереводчика).
|
Каждой
группе будет нормативно установлен буквенный код, что позволит упростить и
систематизировать деятельность всех учреждений, служб и организаций по
предоставлению инвалидам услуг и видов помощи, предусмотренных
законодательством.
Таким
образом, МКФ позволит создать эффективный инструмент для реализации
обязательств, определенных национальным законодательством, а также
международными соглашениями, в которых участвует Российская Федерация.
МКФ не
содержит условий для установления гражданам инвалидности и не расширяет
оснований для признания лица инвалидом, а четко идентифицирует преимущественный
вид ограничений жизнедеятельности инвалида. При этом система буквенных кодов
будет являться дополнением к существующей системе классификации,
используемой при осуществлении медико-социальной экспертизы.
В связи с
этим переход на новые классификации осуществления медико-социальной экспертизы
не повлечет за собой роста числа инвалидов.
Основными
условиями для перехода на новые классификации являются:
|