Комикс «Я – слон!»: увечному человеку необходимо иметь толстую кожу
Наталья ВОЛКОВА
Если вы вдруг становитесь недвижимым, то ваше внутреннее «я» продолжает нестись по своим делам. Пока расцветут сады познания, что вы не сделаете больше ни шагу, может пройти много времени
В санкт-петербургском издательстве «Бумкнига» вышел графический роман Владимира Рудака и Лены Ужиновой «Я – слон!»
Он захватывающий. Его читаешь (или смотришь – кому как нравится) примерно час, не отрываясь, а потом начинаешь перечитывать (или пересматривать) снова. Он – как загадочный ребус, карта сначала малопонятного, но, по мере продвижения, все более притягательного мира.
«Слон толстокожий. Это символично. Увечному человеку необходимо иметь толстую ментальную кожу», – говорит главный герой комикса Антон, воображающий себя слоном после того, как попал в больницу с переломом позвоночника. Он честно и откровенно рассказывает о себе.
Рассказывает о своем сломанном теле, в которое так тяжело возвращаться, к которому так тяжело привыкать, о том, как ранит отношение других людей, здоровых, тех, кто словно боится заразиться. Чтобы оставаться на плаву, надо наращивать толстую кожу, не давая миру себя сломать до конца, сохраняя нежность души, продолжая мечтать.
Это не просто книга о проблемах человека с инвалидностью. Не только о том, как человек пытается принять себя после травмы. Она о человеке вообще. Травма же может быть разная. Поражена может быть душа – у любого из нас. Восстанавливаться тяжело после любого удара, перелома, падения.
Понять это помогает в том числе непривычный тон повествования – не торжественно-печальный, героически-строгий, как принято обычно в разговоре об инвалидности, а живой, легкий, сплавляющий смешные и грустные вещи в единое целое.
Основано на реальных событиях
Владимир Рудак. Фото: Павел Смертин
Комикс «Я – слон!» создан по пьесе музыканта, писателя и режиссера Владимира Рудака. Владимир живет в Петрозаводске и уже много лет после перелома позвоночника передвигается с помощью инвалидной коляски.
Владимир снял 7 фильмов, выпустил несколько книг, основал музыкальную группу «Оркестр “Кто как может”». Пьесу о слоне он написал по просьбе знакомого театрального режиссера, но постановка не состоялась. Несколько лет назад Владимир познакомился с художницей Леной Ужиновой, одной из создателей мультфильма «Жихарка». Общение писателя и художника привело в итоге к совместному графическому роману.
«Я никогда не хотел писать не тему инвалидности, – рассказывает Владимир Рудак. – Пьеса стала первым текстом, в котором я отразил свой жизненный опыт.
После травмы я 3-4 года не мог приучить себя говорить о себе, как об инвалиде. А так надо было делать, чтобы добиться чего-то от социальных служб: там же понимают очень конкретный язык. Не мог принять реальность – ходить, как раньше, уже не буду».
Два в одном
Художница Лена Ужинова не просто нарисовала картинки к тексту Владимира Рудака. Она придумала еще одну часть истории – визуальную. Например, героя книги она увидела в шкуре слона – с настоящим хоботом и четырьмя основательными ногами, опирающимися на поверхность земли.
«Когда я стала читать пьесу, то увидела не просто буковки, которые нужно проиллюстрировать, – рассказывает Лена. – Я увидела образы, эмоции. Захотелось нарисовать больше того, что было в тексте».
При слове «комикс» многие люди сразу представляют себе легкомысленное чтиво, нечто несерьезное. Но хороший комикс – это настоящая литература, которая по глубине не уступает иным классическим произведениям.
«Часто комикс называют для солидности графическим романом, – объясняет Дмитрий Яковлев, руководитель издательства “Бумкнига”, где издана “Я – слон!”. – Но это для тех, кто никак не может избавиться от стереотипов по поводу комикса.
В комиксе многое скрыто в белом пространстве между кадрами – можно дорисовывать, додумывать историю самому».
Человек проходит путь принятия своей травмы самостоятельно. Книга «Я — слон!» может стать интересным попутчиком.
https://www.miloserdie.ru/article/komiks-ya-slon-uvechnomu-cheloveku-neobhodimo-imet-tolstuyu-kozhu2/
|