Как пятеро инвалидов поселились вместе, чтобы стать самостоятельными
В начале ноября в Пензе открыли первый реабилитационный центр для людей с ограниченными возможностями здоровья. Он называется «Квартал Луи». До сих пор пензенские дети-сироты с инвалидностью после специализированного детского дома сразу же попадали в Сердобский дом ветеранов — такая система просуществовала в регионе ни один год. О том, что в Пензе необходим специализированный реабилитационный центр для сирот-инвалидов, заговорили еще несколько лет назад.
Первыми в «Квартале Луи» посилились пять инвалидов-колясочников. Здесь они будут жить, учиться и работать.
Небольшой деревянный дом находится практически в центре города. На стоящем рядом гараже — граффити — знаменитый американский джазовый трубач Луи Армстронг, имя которого носит «Квартал». Вход в реабилитационный центр украшен шарами оранжевого и белого цветов. Внутри кипит работа: ждут важных гостей. На новоселье пригласили чиновников, депутатов, меценатов, друзей и знакомых.
Таня Кононова и Лена Трошина познакомились в доме ветеранов в Сердобске, где прожили несколько лет. Татьяне 25 лет. Она седьмой ребенок в семье — мама Тани родила ее, когда ей было уже под пятьдесят. Девочка появилась на свет слабенькой. Врачи поставили ей диагноз ДЦП. Помимо этого обнаружились проблемы с позвоночником. Семья девочку не оставила, а до 13 лет опекала, как могла. Но потом родные сдались и отправили Татьяну жить в специализированный Нижнеломовский интернат. А когда она выросла, ее перенаправили в дом ветеранов.
Елене — тридцать. 28 лет она прожила с семьей, и в дом ветеранов переехала уже после смерти матери.
– Вы не представляете, что началось, когда нянечки, да и другие жители дома узнали, что нас забирают! Одни не понимали, почему шанс на другую жизнь выпал именно нам. Персонал и вовсе поражал. Некоторые работники, уже провожая нас в Пензу, чуть ли не с ухмылкой повторяли, словно мантру: «Да вы через несколько дней вернетесь, максимум — через месяц. Вами наиграются и бросят!». Несколько месяцев жили, как на пороховой бочке, никогда не знали, какую язвительную фразу услышим в очередной раз. Бывало, нам говорили: «Да кому вы нужны? Вы же к самостоятельной жизни не приспособлены». Когда узнали точную дату отъезда, вздохнули с облегчением.
Из дома ветеранов в «Квартал Луи» переехал и 28-летний Евгений Немцов. У него тоже ДЦП.
– Странно, но от переезда в «Квартал» нас все отговаривали, да и пугали. Но я не знаю, как бы жил в Доме ветеранов дальше. Постоянные чувства безысходности просто изматывали. Наверное, неудивительно, что многие из моих ровесников, живущие в казенном учреждении, просто спиваются.
Женя поправляет фиолетовую рубашку и говорит, что впервые в своей жизни «такой красивый». До этого он даже на праздники надевал спортивный костюм. Нормальную одежду, по словам Жени, он увидел только здесь, в центре.
Еще в центре живут Ваня Пчельников и Олегом Чебенев — студент Михайловского колледжа.
– Ребят, а кто вчера вечером полы мыл? — в комнате появляется президент Санкт-Петербургской организации инвалидов «Мы — вместе» Юрий Кузнецов. Он сутки прожил вместе в «Квартале Луи», оценил все его плюсы и перспективы.
– Я, — Женя скромно опускает голову. — Я их и утром протер.
Девушки-помощницы, которые находятся в той же комнате, восторженно вздыхают.
– Нам вчера такой классный мастер-класс преподали, — говорит Таня Кононова. — Наша новая знакомая по имени Наташа учила готовить борщ и запеканку. Не обещаем сразу же повторить ее шедевры, но стремиться к этому будем.
– А в доме ветеранов часто готовили?
– Не очень.
Теперь этот пробел придется исправлять. Один из лозунгов «Квартала Луи» —«Проживание. Обучение. Труд». Это значит, что его резидентам придется и обслуживать себя самим, и учиться, и даже работать.
– Четыре года назад один из моих знакомых попросил меня отвезти его в такое место, где бы все жизненные тягости показались просто мелочью, — говорит руководитель общественной благотворительной организации «Благовест», создатель «Квартала Луи» Мария Львова-Белова. — Я отвезла его в Нижнеломовский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками, в котором воспитываются ребятишки в возрасте от трех до 18 лет. У 80% из них — патологии опорно-двигательного аппарата, при этом интеллект полностью сохранен. Так вот, в течение этих четырех лет наша организация разрабатывали для ребят различные социальные программы для улучшений качества их жизни, но в один прекрасный момент поняли, что наши старания тщетны: после 18 лет у ребят практически нет никаких перспектив. Подумав, пришли к выводу, что необходим такой проект, который мог бы стать временным, буферным пространством между интернатным учреждением и самостоятельной жизнью. Мы хотим, чтобы «Квартал Луи» помог людям с инвалидностью принимать активное участие в жизни общества. Для этого мы арендовали небольшой дом. Он рассчитан на комфортное проживание пяти человек.
Срок пребывания в центре будет ограничен — три-четыре года. За это время резиденты центра должны полностью подготовиться к самостоятельной жизни.
– Если этого не удастся сделать, на улицу выгонять резидентов, конечно, никто не будет, — говорит Мария.
Ходить за покупками, ездить в социальные учреждения, помогать с бытовыми трудностями резидентам будут волонтеры. Дом специально оборудован с учетом потребностей своих постояльцев: здесь есть раздвижные двери, санитарная комната, оборудованная специально для колясочников, и удобный пандус — пожалуй, самый приспособленный под нужды инвалидов в Пензе.
– Каждый из ребят по-своему очень талантлив, — говорит Мария. — Свои уникальные способности они могут реализовать в нашем проекте. Например, Ваня — компьютерщик, Олег — вокалист, ему уже приготовлено место в церковном хоре. Лена пишет стихи. Нам важно изменить мнение большинства о том, что инвалид — неполноценный человек.
Юрий Кузнецов из «Мы — вместе» рассказывает, что подобное учреждение для колясочников появилось в России впервые.
– Отмечу один важный момент — первую ночь новоселы провели без сопровождающего, — говорит он. — Думаю, им понадобится еще полгода, чтобы привыкнуть к совсем другой для них жизни, существовать не по расписанию. Для кого-то это будет легко, для кого-то — не очень. Они больше года будут жить на эмоциях. Им надо даже будет научиться просить помощи и отстаивать свои права. Но одно могу сказать точно: хода назад уже не будет.
Когда появляются первые гости, я спрашиваю у Лены, переодевшейся в платье нежно-зеленого цвета:
– Как настроение? Что чувствуешь?
– Мне страшно, — на ее глазах появляются слезы. — Знаешь, мы сегодня все утро гадали, кто к нам придет первым, и никто не угадал. А первым на пороге появился парикмахер. Красивые прически он девчонкам сделал, правда?
Стоимость проекта — 3,5 миллиона рублей. Из бюджета региона, по словам министра труда, социальной защиты и демографии Елены Столяровой, на было потрачено 400 тыс. рублей. Остальное — средства благотворителей.
– Ребятам действительно повезло, — считает директор Нижнеломовского детского дома интерната Татьяна Перемышлина. — Всего лишь над тремя детьми из нашего учреждения за последние годы было оформлено опекунство, а одного мальчика усыновили. Многие выпускники получили квартиры, но без поддержки наших сотрудников им приходится очень трудно. Одной нашей выпускнице я и Маша предлагали переехать жить в «Квартал Луи», но она отказалась, сославшись на проблемы со здоровьем. В то же время она практически полностью может себя обеспечивать. Когда я была у нее в гостях, она угостила меня блинами, которые сама приготовила.
26-летняя Ольга Склямина, отказавшаяся переехать в «Квартал Луи», сидит около окна. После новоселья она вернется в Сердобский дом ветеранов.
– Вот сижу и думаю, почему я отказалась от переезда сюда, когда предлагали, — вздыхает Ольга. — Недавно познакомилась со своими родителями. Думала, что перееду жить к ним, но что-то не складывается пока у нас. В доме ветеранов я самая юная, а мне приходится жить в одной комнате со старой бабушкой. Грустно.
– Хочешь здесь жить?
– Очень.
Около выхода меня ждет Лена.
– Как думаешь, твоя жизнь после переезда сюда изменится?
— Не знаю, — пожимает она плечами.— Но я обещала своей маме, что буду
жить и что буду жить хорошо. До сих пор не понимаю, чем буду полезна обществу. Говорят, что мне нашли занятие — буду отвечать в типографии на телефонные звонки
– Твоя жизнь, да и моя обязательно должны измениться к лучшему, — приобнимает ее Таня, которая догнала нас. — Иначе зачем мы сюда приехали? Я вот и работать хочу, и личную жизнь устроить. Помните историю Луи Армстронга? Маленький негритенок был сиротой при живых родителях, а вырос в мировую величину. Конечно, повторить судьбу знаменитого трубача у нас, наверное, не получится, но стремиться к полноценной жизни мы будем однозначно.
Алина Кулькова
Источник: Русская Планета
http://dislife.ru/articles/view/34087#cut
|