Закончился учебный год, и каждая школа, каждый
учитель и воспитатель детского сада анализируют, какими умениями, навыками
овладели их воспитанники, находясь в коллективах учебных заведений. И как
хочется педагогам, чтобы каждый выпускник встал на избранный им путь
уверенно, с открытым сердцем и душой.
За школьные годы ребята воспитали в себе
неповторимость и уникальность, общаясь со сверстниками. Они осознали себя
частью этого мира, в котором бескорыстная любовь дарится нам просто так —
только за то, что мы есть. Но если ребенок вне семьи и коллектива, вне школы
и социума, что в таком случае он получает взамен? Ответ: одиночество. Именно
оно часто селится в сердцах ребят, которым волею судьбы довелось родиться не
такими, как все, — инвалидами.
Свидетельство об инвалидности стало для них
своеобразным приговором. Для этих детей пытаются создавать
"особенные" условия, изолируя и защищая их от внешнего мира, а
внешний мир — от них. Из-за своих отклонений, плохого доступа к
инфраструктуре, законодательных препятствий ребята и их родители попадают в
положение попрошаек, иждивенцев и преждевременных пенсионеров.
Но время не стоит на месте. Оно вносит в жизнь свои
коррективы, знакомя с новыми формами и условиями, при которых дети – инвалиды
вовлечены в активный жизненный процесс, начиная с детского сада и школьной
скамьи. Такая методика пришла и в Украину. Она получила название
"инклюзия", что в переводе с английского означает
"включение".
Данное понятие мы заимствовали из западных стран, а
в нашем государстве первые шаги в этом направлении делает совместный
пятилетний канадско – украинский проект "Инклюзивное образование для
детей с особыми потребностями в Украине". Текущий год является экватором
деятельности проекта, и на сегодняшний день отмечаются его приоритетные
направления. Одно из них — распространение информации об инклюзивном
образовании. Экспериментальными украинскими городами стали Львов, Киев и
Симферополь, в которых отслеживается динамика успеха внедрения инклюзивного
процесса.
В Севастополе с этим проектом знакомы с первых дней
его существования, так как наш город был выбран возможной стартовой площадкой
для его реализации. Еще в 2007 году в нескольких школах Севастополя было
проведено анкетирование о состоянии учебного процесса. В нем приняли участие
ученики с особыми физическими потребностями. На днях Севастопольская
городская организация инвалидов "ВОИ "СОИУ" совместно с
управлением образования и науки СГГА организовала семинар, посвященный
внедрению инклюзивного образования для детей с особенными потребностями в
Севастополе.
С докладом выступила главный специалист управления
образования и науки Алина Милованова. Она ознакомила присутствующих методистов
детских садов, педагогов и психологов школ, родителей детей – инвалидов, а
также специалистов управления труда и социальной защиты населения, Фонда
социальной защиты инвалидов, реабилитационных учреждений города с последними
законодательными актами Украины по внедрению инклюзивного образования и о
деятельности учебных заведений, принимающих детей с инвалидностью. По данным
управления образования и науки, в общеобразовательных школах, школах –
интернатах города в 2010 – 2011 учебном году было организовано обучение 248
детей с инвалидностью, из них 117 учащихся обучались по индивидуальным
программам.
Севастопольская городская организация инвалидов
также пригласила на семинар национального координатора украинско – канадского
проекта Николая Сварныка из Львова. Он поделился с присутствующими опытом
работы в проекте и во Львовской общественной организации детей – инвалидов
"Джерело", которая нашла ресурсы и заинтересовала педагогов –
практиков идеей внедрения инклюзивного образования. Из его выступления участники
семинара поняли, что инклюзия уже существует в Украине и включение в ее
орбиту детей с инвалидностью — это прежде всего задача их родителей. Именно
они выбирают, где ребенок будет учиться, с кем и в какое время. И это
возможно сделать по месту жительства, а не там, где предложат чиновники.
Николай Сварнык в качестве примера рассказал о своем сыне — инвалиде –
колясочнике, который не может говорить.
"Когда я вернусь во Львов, сына там не будет,
потому что он уедет в летний лагерь с другими ребятами, — говорит он. —
Парень он самостоятельный, молодой человек, у которого свои планы и своя
жизнь. Он не представляет ее без общения, движения и друзей".
Свою историю, начавшуюся с рождения сына с синдромом
Дауна, поведала слушателям семинара мама ребенка с особыми потребностями,
председатель Крымской общественной организации "Синдром добра",
гостья из Симферополя — Любовь Егорова. Вторая жизнь в их семью пришла с
появлением данного проекта. Ее сын пошел в обычную группу детского сада и
теперь внешне практически не отличается от сверстников. Каждый день его
развитие прогрессирует.
Это еще раз подтверждает тот факт, что дети –
инвалиды должны обучаться вместе со здоровыми ребятами. Это позволит им найти
свое место в социуме. Хочется надеяться, что севастопольские детские сады и
школы пойдут по пути внедрения инклюзивного образования, а родители и
общественные организации примут в нем активное участие.
А. Шахова, член Севастопольской городской
организации инвалидов
«Слава Севастополя»
|