Как
передвигаться инвалиду по улицам большого города – например, Санкт-Петербурга?
Насколько гостеприимен для него общественный транспорт? Хорошо об этом знают
только те, кому приходится совершать эти непростые путешествия. Мы попробовали
разобраться в этих проблемах и способах их решения.
Дверь маршрутки открылась, и пассажиры услышали: «Вот спасибо, а то я уже
замерз». Он приподнялся и стал складывать коляску. Двое мужчин вышли из
автобуса, внесли коляску, помогли ему подняться. Проехал он недалеко. Высадился
таким же способом и бросил на прощание: «Буду другой дожидаться». Маршрут его,
как видно, был длинным.
Больше я таких пассажиров в своем родном Санкт-Петербурге не видела, хотя езжу
много. Ясно что если инвалид живет в крупном городе и хочет вести активный образ
жизни, он должен иметь сильный характер, умение расположить к себе, добиваться
участия. Не все на это способны, немногим это дано. Но инвалиды не могут ждать,
пока люди проявят жалость, а город будет заботиться о них. Они живут сейчас.
Инвалиды на улицах нашего северного города – сезонное явление. Зимой они не
могут передвигаться на колясках и костылях. И палочка бесполезна для слепого на
обледенелых тротуарах, в сугробах, в узких колеях, протоптанных в снегу. Они
сидят в своих квартирах и ждут, пока сойдет снег, просохнет асфальт. Тогда,
может быть, и отважатся на поездку. Но на чем?
Городской общественный транспорт мало приспособлен для инвалидов. Обратите
внимание: на остановке автобуса, троллейбуса или трамвая между полом и
тротуаром остается большой вертикальный зазор, даже если водитель подъедет
вплотную к поребрику. Этим недостатком страдают не только старые модели
транспорта, но и новые, «низкопольные». На такую высоту колясочнику и инвалиду
на костылях самостоятельно не подняться, нужна помощь водителя или
добросердечных пассажиров.
В странах с развитой экономикой все обстоит гораздо лучше. В Мюнхене, например,
к остановке подходит автобус, гидравлические устройства издают шипение и салон
опускается вровень с тротуаром. Такие транспортные средства удобны для всех: и
для пассажиров с детьми, и для престарелых, и, конечно, для инвалидов. В
европейских городах для них оборудованы пандусы, съезды с тротуаров на проезжую
часть, лифты в торговых центрах и на станциях метро. Это - то, что называется «жизнь
без барьеров».
Нам об этом остается только мечтать. Нужны деньги, инициатива, желание и
энергия. Многие, наверное, помнят недавнее разбирательство в Петербурге,
связанное с транспортными нуждами инвалидов. Пресса активно обсуждала историю
студентки-инвалида Евгении Гуровой. Каждый день она ездит в институт из области
в центр Петербурга. Случилось так, что сотрудники метрополитена на станции
«Пушкинская» отказались пускать девушку на эскалатор, мотивируя это устным
распоряжением начальника. В Петербургском метрополитене нам сообщили, что давно
уже действует запрет на вход на эскалаторы для пассажиров в инвалидных
колясках. Единственный разрешенный способ попасть колясочнику в метро -
воспользоваться специальным лифтом. Таковой существует, к сожалению, на
единственной станции петербургского метро – «Парнас», расположенной к тому же
вдали от жилых кварталов. С проблемой пообещал разобраться городской омбудсмен;
комиссия Общественной палаты обратилась за разъяснениями к властям города.
«Метрополитен подготовит техническое задание, затем будет проведен конкурс на
разработку такого устройства», - заверили представители метро. Ясно, что эта
канитель может длиться годами.
Городские власти не спешат приспособить общественный транспорт для нужд
инвалидов. Конечно, можно ссылаться на нехватку средств, но дело не только в
этом. Власти города закупили современные на вид автобусы китайского и турецкого
производства. Деньги потрачены немалые, но удобств не прибавилось ни для
простых пассажиров, ни для инвалидов: проходы очень узкие, явно не
приспособленные для поездок в часы «пик». Инвалидам же лучше не стало, им
по-прежнему в автобус практически не войти.
Что же делать? Постоянно напоминать муниципальным властям об их обязанностях
перед инвалидами, требовать нового муниципального транспорта, приспособленного
к нуждам инвалидов. В результате такой общественной работы не так давно в
Петербурге появилось социальное такси. Инвалиды могут совершить поездку от
места жительства к социально значимым объектам. Инвалид оплачивает только 10%
стоимости услуг транспортных предприятий, остальные 90% стоимости проезда
оплачиваются из бюджета Санкт-Петербурга. Но хватает ли этой услуги на город,
где проживает более 130 тысяч жителей старше 80 лет и около 30 тысяч
инвалидов-опорников и инвалидов по зрению? Очевидно, что доступ к услуге
социального такси затруднен. Заказ надо делать за несколько дней до поездки,
дозвониться до диспетчера трудно. Можно, правда, воспользоваться для оформления
заказа интернетом, но и там есть недоработки. Например, в электронном списке
социально значимых объектов отсутствует НИИ травматологии и ортопедии им.
Р.Р.Вредена. А ведь ежедневно десяткам инвалидов нужно ехать именно по этому
адресу.
Другой способ помочь людям с ограниченными возможностями передвижения -
материально поддерживать общества инвалидов. В городе действует около 70 таких
обществ. Большинство из них не имеют денег на покупку специального транспорта.
Такие возможности есть только у крупных объединений, таких как
Санкт-Петербургское отделение Всероссийского общества инвалидов. По счастью, в
Петербурге существуют благотворительные общества и фонды, помогающие инвалидам
в передвижении по городу. Например, Санкт-Петербургский Гуманитарный Фонд,
располагающий микроавтобусами с подъемниками для колясок. Фонд «Золотой
пеликан» разработал программу «Социальный автобус». А как бы изменилась жизнь
инвалидов, если в каждом из 70 обществ появился хотя бы один микроавтобус!
Ольга КУЗНЕЦОВА
http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1&s=8&id=16890
|