Интернаты для детей-инвалидов: взгляд
изнутриСестры
милосердия и добровольцы с воспитанниками московского детского дома-интерната
№15
О работе сестер милосердия и добровольцев
службы «Милосердие», а также о проблемах сирот-инвалидов в интернатах
рассказала координатор добровольцев службы "Милосердие" в детском
доме-интернате №15 Екатерина Полякова на онлайн-занятии с участниками курсов
дистанционного обучения 16 января
По состоянию на 2012 год в России
насчитывалось 118 000 детей-сирот. Обрести новую семью на родине и заграницей
за год удалось 7104 детям, однако детей-инвалидов из них всего 177. Остальные
ребята с врожденными серьезными заболеваниями остались в домах ребенка и
детских домах-интернатах. Что такое детский дом-интернат?
Это учреждение, в котором находятся дети с 4
до 18 лет с разной степенью таких заболеваний, как ДЦП, синдром Дауна,
олигофрения и т.д. Большинство из них проживают в ДДИ постоянно, однако
некоторые ребята, у которых есть родители, находятся в интернате пять дней, а
на выходные их забирают домой. Достигнув 18-ти лет, они перейдут в
психоневрологические интернаты, где останутся на всю жизнь. Для детей, особенно
с серьезными заболеваниями опорно-двигательного аппарата и задержкой в
умственном развитии, пребывание в учреждениях соцзащиты не содержит ярких
эмоций, необходимых для развития. У сотрудников не хватает времени на
индивидуальное общение и занятия с каждым ребенком, а общения с посторонними
взрослыми они практически лишены. Обрести детство, полное новых знаний,
ощущений и эмоций для воспитанников таких учреждений очень сложно.
Однако в Москве проблема недостатка
эмоционального и физического развития успешно решается уже более 10 лет. С 2002
года сестры милосердия работают в двух детских домах-интернатах, а с 2006 году
к их работе подключалась служба добровольцев
«Милосердие». Первоначально к новым гостям сотрудники учреждений относились
без особого восторга, однако сейчас оценили их вклад и выражают добровольцам
большую благодарность. Если для большинства занятий с детьми-инвалидами
необходима специальная подготовка, то многие простые функции (к примеру,
сопровождать ребенка на прогулке), доступны любому волонтеру.
Первоначально сестры милосердия выполняли
функции сотрудников, которые из-за большой нагрузки не справлялись с уходом за
детьми. Сейчас же, когда система работа учреждений значительно улучшилась,
сестры занимаются физическим и эмоциональным развитием. Они учат детей
самостоятельно кушать, ползать и играть. Сестры много общаются с ребятами, а
также гуляют с ними и водят их в храм. Благодаря их уходу многие подопечные
получают возможность улучшить свое физическое и эмоциональное состояние. К
примеру, некоторым удается из лежачих больных стать сидячими и даже получить
возможность передвигаться в инвалидном кресле. Также встречаются случаи, когда
в результате хорошего ухода врачи признавали отсутствие прежних диагнозов. По
словам Екатерины Полякова, это открывает для детей не только новые возможности,
но и дает шанс прожить долгую и более полноценную жизнь.
«Когда ребенок находится в детском
учреждении, с ним обращаются как с ребенком. А когда он уходит в ПНИ, ребенок
формально становится взрослым, хотя эти дети всегда остаются детьми и они
всегда нуждаются в отношении как к ребенку. Когда он попадает в ПНИ и там
находится в лежачем состоянии, то живет он недолго, а когда он может сидеть и
есть самостоятельно, качество жизни становится совсем другим», - рассказала
Екатерина Полякова.
Что касается психологических и эмоциональных
проблем, то дети из сиротских учреждений разлучены с родителями и другими
взрослыми родственниками, что не может не оказать своего влияния на психику. У
детей-инвалидов проблем еще больше. «В нашей стране они оторваны от общества.
На улице инвалидов мало, мы их не видим. Потому что среда недружелюбна, сложно
передвигаться колясочникам, и общество не очень хорошо воспитано. Родителям с
детьми тяжело, они их прячут по домам, - рассказала Екатерина Полякова. - Дети,
которые находятся в учреждениях соцзащиты, живут взаперти. У них есть забор, за
который они почти не выходят. До недавнего времени детей не выводили, и они
круглый год сидели в интернате». Одна из серьезных проблем учреждений
соцзащиты также заключается в том, что персонал относится к воспитанникам как к
объектам медицинского ухода. Однако, подчеркивает сестра милосердия, даже
тяжелобольные дети имеют право на образование по специальным программам.
По опыту Екатерины Поляковой, самые уязвимые
дети в ДДИ - это не только самые слабые, но и самые сильные ребята. «Они
недополучают внимание, у сотрудников нет возможности вести каждого ребенка на
его максимуме. По ее словам, некоторые дети попадают в детские дома для инвалидов
только потому, что они не показывают нужных результатов развития в 4 года,
когда происходит распределение из домов ребенка по дальнейшим учреждениям. Если
же ребенок достигает нужного уровня развития в 5 лет, он уже не может перейти
из интерната для инвалидов в обычный детский дом. «Там совершенно другое
окружение и образование. Необходимо увидеть такого ребенка и его потенциал и
попытаться вытащить его», - уверена Екатерина Полякова.
Не менее острой проблемой, влияющей на жизнь
подопечных, является отсутствие труда. Если в семьях дети с ранних лет
приучаются к труду и видят, как работают их родители и близкие, то у
воспитанников детских домов такой возможности нет. Они получают все готовое, и
по выходу из сиротских учреждений нередко не знают, что делать.
Для того чтобы создать эмоциональный контакт
с детьми и подарить им частицу их собственной истории, добровольцы создают
детям фотоальбомы с их фотографиями. Для этого они отправляются в поездку или
на экскурсию, где делают снимки, затем эти фотографии печатаются и обсуждаются
вместе с детьми. Тем самым у них создается своя история, полная ярких эмоций и
впечатлений.
Екатерина Полякова отметила, что в сиротских
учреждениях сотрудники часто меняются, и у детей практически нет возможности
подружиться с воспитателем или няней. Поэтому ребенку особенно важно, чтобы у
него в жизни был взрослый человек, который располагает достаточным количеством
времени и моральных сил для постоянного общения с ним.
Ознакомиться с записью онлайн-занятия можно
по ссылке.
Расписание предстоящих интернет-семинаров опубликовано в специальном разделе сайта Синодального
отдела по благотворительности
http://diaconia.ru/internaty-dlya-detejinvalidov-vzglyad-iznutri
|