"Инопланетным"
уличным переходам на юге Петербурга мешают инвалиды
|
|
|
После новогодних праздников народ порадовали известием
о том, что институт «Гипростроймост - Санкт-Петербург» спроектировал три
пешеходных перехода: на пересечении пр. Славы и Белградской ул. (на фото), на
пересечении пр. Славы и Будапештской ул. и над Таллинским шоссе у дома 159.
У всех трех переходов были три особенности: они были:
а) надземными, б) открытыми и в) имели формы, которые в прессе назвали
«инопланетными», - лихо прочерченные кривые линии. Это показывали
представленные институтом эскизы.
Три перехода и четыре особенности
Для тех районов Петербурга, куда переходы предложены,
криволинейность неплохо гармонирует со средой, составленной из ортогонально
друг к другу расставленных параллелепипедов, и удачно ее оживляет. Проблема в
другом: то, что мы увидели на эскизах, полностью противоречит существующей
нормативной базе, и это четвертая особенность переходов.
Под нормативной базой я имею в виду, во-первых, ст. 15 федерального закона «О
социальной защите инвалидов в РФ», во-вторых, соответствующие строительные
нормы и правила (СНиП). Так, федеральный закон говорит, что разработка
проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий без
приспособления объектов для доступа к ним инвалидов и использования их
инвалидами не допускаются. А СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений
для маломобильных групп населения» указывает: «Максимальная высота одного
подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%».
Смысл этого пункта очень простой: если делается надземный переход над улицей,
то для инвалидов необходимо предусмотреть пандус. Естественно, пологий. Пандус
надо организовать маршами на каждые 80 см высоты подъема, т.е. создать еще и
горизонтальные площадки для отдыха. Уклон при этом составляет 8%, что
соответствует углу, 4,5 градуса.
Следующая остановка: морг
Эскизы, представленные институтом «Гипростроймост -
Санкт-Петербург», СНиПу 35-01-2001 не соответствуют. На эскизе перехода для
пересечении пр. Славы и Белградской ул. видно, что угол наклона пандусов
составляет 20 – 30 градусов, что соответствует уклонам 36 – 58%. Эскиз для
перехода над Таллинским шоссе и вовсе ясно демонстрирует угол подъема в 45
градусов, т.е. уклон здесь и вовсе 100%.
Конечно, эскизы – это лишь «кукла», под которую получают деньги. Между тем не
только геометрия переходов, но и их, если угодно, философия, видны здесь
отчетливо.
Философия простая – сделать как можно дешевле. При объявленной высоте переходов
в 5 метров для каждого из двух пандусов длина должна составлять 76 метров, ибо
должны быть предусмотрены еще 6 горизонтальных площадок. То есть два пандуса
должны иметь длину 150 м, если соблюдать федеральный закон «О социальной защите
инвалидов в РФ». А это уже очень серьезное по стоимости и, главное, очень
громоздкое инженерное сооружение. И поместится ли оно там, куда хотят внедрять
переходы, неизвестно.
К тому же зимой поверхность надземного перехода покроется коркой льда, а как с
ним будут бороться? Обогрев пандуса маловероятен, у нас улицу отапливать никто
не станет, и тут не то что инвалидам-колясочникам, и здоровым людям
ходить под углом в 20 – 30 градусов будет смертельно опасно. А уж в кресле на
колесиках покатишься – следующая остановка: морг.
Иными словами, дешевыми надземные переходы от «Гипростроймоста» могут оказаться
только в том случае, если прогнорировать федеральный закон и СНиП. А если все
точно соблюдать, то, возможно, выгоднее рыть переходы под землей.
Алло! Это «Гипростроймост»?
Я попытался дозвониться до руководства института
«Гипростроймост - Санкт-Петербург», чтобы уточнить технические и геометрические
детали проектов. Но лишь нарвался на хамство.
Трубку снимает существо, представляющееся «помощником руководителя по
маркетингу». Вроде бы пол женский. Я объясняю, что конкретно меня интересует,
прошу соединить с исполнителями. Или с начальниками. На вопросы существо,
естественно, не отвечает, поскольку ничего не знает, а лишь предлагает послать
письменный запрос. И начинает говорить о «сотрудничестве» и использовании
журналом логотипа института... Я опять объясняю, чего надо мне, что ни о каком
«сотрудничестве» не может быть речи, слышу в ответ какой-то бред. Тогда прошу
назвать фамилию. Существо свою фамилию не называет. «Что хотите, то и пишите»,
- кричит мне оно напоследок и бросает трубку.
С одной стороны, все напоминает знаменитый анекдот:
- Алло! Алло! Это прачечная?
- Ху..чечная! Министерство культуры слушает.
С другой стороны, поскольку опыт у меня большой, я знаю, что такого рода
секретность проектов и глухая оборона посредством «помощников по маркетингу»
означает одно: все нормы будут нарушены, только это тщательно скрывается до
поры, а в письменном ответе будет написано, что работа над проектом еще идет и
преждевременно смотреть… и т.д.
Практика показала, что когда скрывать нечего, проектировщики с удовольствием и
без выставления условий присылают изображения и дают пояснения.
Альтернативы и причины отказа от них
Первая и самая естественная – подземный переход.
Вторая указана в своде правил «Общественные здания и сооружения, доступные
маломобильным посетителям» СП 35-103-2001 – здесь предлагается использовать
крытые галереи-конкорсы. А в опорах устраивать грузовые подъемники и лифты для
маломобильных пассажиров.
То есть еще один вариант – это лифты. Кстати, нет ничего сложного в подъемнике
на высоту 5 м. Зато это избавит от необходимости строить аппарели (обогреваемые
зимой) общей длиной 150 м. И все нормативные акты будут выполнены.
Но этого не будет по двум причинам. Первая – стремление сэкономить. Уверяют,
что московское начальство требует от Петербурга, в том числе от госучреждения
«Дирекция по организации дорожного движения Спб», обеспечить повышение
безопасности дорожного движения на территории СПб. В исполнение этого разумного
требования и появились проекты пешеходных переходов. Вместе с тем средства на
такие объекты предложено брать из местного бюджета, отсюда хитроумное
предложение удешевить безопасные переходы, немного сэкономив на условиях для
маломобильных групп населения. Вроде и переходы будут, и пандусы какие-нибудь
пришпандорим.
Вторая причина – комбинация из трех пальцев: правового нигилизма,
статистического подхода и той формы, которую приняла демократия у нас. Закон об
инвалидах и СНиП, конечно, есть, но ведь может получиться, что колоссальные
затраты по устройству удобного для инвалидов перехода будут произведены, а ни
один инвалид не захочет пересечь пр. Славы в какой-то определенный день,
воспользовавшись сниповскими пандусами или лифтами? Сколько их вообще,
инвалидов? Может быть, им и не надо ездить над Таллинским шоссе? То есть плюс к
правовому нигилизму у нас добавляется статистический подход: малыми
количествами пренебрегаем. Это основа и советского, и российского образа мышления.
А советский мир был миром только для очень здоровых людей. А демократия – это
власть большинства. И если большинство людей здоровы, то маломобильным больным
нечего разъезжать в своих колясках по городу, пересекать транспортные потоки и
т.д. Пусть дома сидят.
Это целый комплекс мышления, и если вернуться к эскизам, то нарисованы там не
столько мостовые переходы, сколько именно эта картина мышления, сформированная
годами советского социального дарвинизма и игнорирования любого меньшинства –
будь то меньшинство политическое, сексуальное или по признаку здоровых ног,
способных стоять в очередях часами, а ходить километрами.
Источник: online812.ru
http://www.dislife.ru/news/theme/17649
|