Инклюзивные
барьеры
В Челнах начали распространяться слухи, что коррекционные школы для детей с
ограниченными возможностями здоровья закроются, а все ребята, обучавшиеся там,
будут направлены в обычные массовые школы.
Очевидно,
что толчком к распространению таких разговоров стало внедрение республиканской
программы «Доступная среда». Еще летом премьер-министр республики РТ Ильдар
Халиков сообщил, что в ее рамках в ближайшее время 25 процентов учеников
коррекционных школ будут учиться вместе со всеми детьми в обычных школах. Для
реализации данного проекта правительство Татарстана определило 35 школ. Их
дополнительно оборудуют в соответствии с потребностями детей с ограниченными
возможностями.
Но, начав
разбираться в этом вопросе, мы выяснили, что, во-первых, в Челнах никто не
собирается закрывать коррекционные школы. А во-вторых, часть ребят с
ограниченными возможностями здоровья уже давно учится в обычных классах, и их
число год от года увеличивается, но не потому, что так диктует программа
«Доступная среда», а потому, что их родители считают нужным не лишать собственных
детей нормального общения со сверстниками и хотят дать им возможность стать
полноправными членами общества.
Статистика
по Челнам такова: 998 таких ребят посещают коррекционные школы. Их в нашем
городе восемь: три для детей с отклонениями в умственном развитии, две
предназначены для ребят с нарушениями зрения, слабовидящих и незрячих, одна -
для детей с ДЦП, одна - для детей с нарушениями слуха и еще одна - для детей с
нарушениями речи.
А вот 211
ребят с ограниченными возможностями здоровья учатся в массовых школах. Для
сравнения: в 2009 году их там было 115. Причем число ребят с ограничениями по
здоровью за эти годы оставалось примерно на одном уровне, так что рост
количества таких детей в массовых школах обусловлен решением семьи.
Но насколько
оно рационально? Понятно, что в школах для них должна иметься доступная среда.
В Челнах ее имеют три образовательных учреждения – школа №60, гимназия №77 и
школа №56. Кроме того, определенную подготовку должны иметь и педагоги. В
рамках программы доступная среда педагоги общеобразовательных школ проходят
обучение. Сейчас в Челнах его прошли чуть менее 20 учителей.
В фонде
«Дети ДЦП» нам сказали, что, несмотря на нехватку коррекционных педагогов и
дефектологов в обычных школах, многие родители хотят водить своих детей в
массовые школы, потому что влияние сверстников очень благоприятно сказывается
на ребятах.
- Знаю, что
здоровые дети в классе бывают рады такому общению. Наглядное подтверждение тому
- пример Степана, мальчика с диагнозом ДЦП. Ему одноклассники рады, воспринимают
его отлично. А сам Степан вполне социализировался. Так что, если у ребенка
сохранный интеллект, родители хотят, чтобы он учился в общеобразовательной
школе, – это только приветствуется. Да и коррекционная школа «Омет», работающая
с детьми нашего профиля, не резиновая, всех детей с диагнозом ДЦП она принять
не может, - сказала нам руководитель благотворительного фонда «Дети ДЦП»
Танзиля Егорова.
А вот мама
девочки с диагнозом ДЦП Наталья Филипова считает, что не все так радужно.
- Здоровые
дети часто бывают жестоки к детям-инвалидам. Но это не вина школьников. Это
проблема взрослых, которые не привили им доброты. Вообще, учебное заведение –
это школа выживания порой и для здоровых детей, просто наши более ранимы из-за
своего физического состояния, - сказала нам Наталья.
Действительно,
судя по опросу на сайте нашей газеты, более половины (53 процента) ответивших
взрослых челнинцев не желают, чтобы в классах с их детьми учились ребята с
задержкой умственного развития, 10 процентов вообще категорически против того,
чтобы в массовых школах были ребята с ограниченными возможностями здоровья.
Только 30 процентов согласны на такое соседство.
Но родители
здоровых детей должны понимать, что по закону «Об образовании» у всех без
исключения детей есть право пойти в 1 класс обычной школы. И даже если
окажется, что кто-то не усваивает программу из-за ограниченных возможностей
здоровья, закон стоит на их стороне. И если родители скажут «нет» после
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии перейти в коррекционную
школу, он будет учиться в прежнем классе.
- Обучение
детей с ограниченными возможностями здоровья в массовых школах называется
инклюзивным образованием, - пояснила нам директор Центра
психолого-медико-социального сопровождения №85 Елена Егорова. Каждому ребенку с
ограниченными возможностями здоровья по стандартам образования предоставляется
выбор. Они могут учиться, во-первых, в общеобразовательной школе, во-вторых, в
коррекционной школе, но по общеобразовательной программе, в-третьих, в
коррекционной школе, но с меньшим уровнем базового программного материала,
в-четвертых, в коррекционной школе по индивидуальной программе. Таким образом,
коррекционные школы – это неотъемлемое звено этой системы, и об их закрытии
говорить нельзя. Хотелось бы подчеркнуть, что бывают случаи, когда люди путают
ребенка с умственными отклонениями с детьми с совершенно нормальным
интеллектом, но с отклонениями в поведении. В этом случае порой мы слышим –
уберите его из нашего класса, отправьте в коррекционную школу. Но все дети
имеют право на образование и право выбора способа получения этого образования.
Так может
нам пора все же стать терпимее друг к другу? Научиться самим и научить
собственных детей быть более милосердными?
Кстати
В челнинских
школах растет число учеников с различными патологиями. Так, если в 2009 году
слабослышаших там было всего 8 человек, то в этом году 28, с нарушениями
опорно-двигательного аппарата в 2009 году было 70 школьников, в 2013 году – 86,
учеников с задержкой психического развития в 2009 году в массовых школах не
было совсем, в 2013 году их обучается 46 человек.
Наталия
Гарипова
Источник: Челнинские Известия
http://dislife.ru/articles/view/27883#cut
P.S.Пилюлькин
Такие слухи
характерны для всей РФ .Программа инклюзивного образования не подразумевает
ликвидации коррекционых школ . И отправки ВСЕХ детей -инвалидов в
общеобразовательную сеть ,не проводя всех мероприятий по превращению обычной
школы в инклюзивную дискредитируя идею инклюзивного образования . Никто не
сделал столько много для дискредитации инклюзивного образования как чиновники
из управлений образования закрывая коррекционые школы , или директора
комплектуя классы без учёта норм . Не более 3-х детей-инвалидов на класс ,и не
более 1го ЗПР 3 вида на класс. Количество учеников в коррекционых
школах несколько сокращается . Немало коррекционых школ перегружены ,и
сокращение количества учеников будет только благом .Там же где из-за сокращения
числа учеников число часов станет таким что на ставку не хватит. Учителя
коррекционых школ могут быть приходящими тьюторами . Допустим пару раз в неделю
на пару часов посещать окрестные школы . Консультируя учителей ,школьных
психологов , родителей детей инвалидов по дефектологическим методикам . И
директорам обычных школ преобразуемых в инклюзивные выгодно .Они с ног сбились
в поисках тьюторов . А тут и квалификация и опыт. И думаю самим учителям
коррекционых школ компенсировать выпадающие часы отнюдь не лишнее будет.
|