Инклюзия по-российски:
"Таких детей Гитлер в землю закапывал"
|
|
|
"Таких детей Гитлер в землю закапывал", —
так, по словам завуча школы Святого Георгия, отозвался о ее учениках глава
управы московского района Люблино. Директор инклюзивной школы
"Ковчег" приводит победные слова родителей из соседней: "Мы отстояли
свою школу у инвалидов". Те, кто работают с детьми-инвалидами, ежедневно
сталкиваются с непониманием.
Теперь государство планирует внедрить в школы модель
инклюзивного образования, и, по идее, дети с ограниченными возможностями смогут
учиться в обычных школах вместе со сверстниками без инвалидности. Но эксперты,
психологи и педагоги говорят, что нынешней системе образования дети-инвалиды не
нужны, "инклюзия сверху" может остаться лишь отчетом на бумаге, и
начинать надо с мозгов людей, а не со строительства пандусов в школах.
Основной мотив массовой подготовки школ к инклюзивной
программе диктуется госпланом. 10 апреля президент Дмитрий Медведев внес на
ратификацию в Госдуму Конвенцию ООН о правах инвалидов. Это произошло спустя 4
года после ее подписания. Теперь Россия обязана привести свое законодательство
и практику в соответствие с договором. В конвенции, в частности, говорится о
доступной среде и инклюзивном образовании. Пока на всю страну есть только
московский закон 2010 года "Об образовании лиц с ограниченными возможностями
здоровья", где встречается понятие инклюзии. По мнению юристов, закон
далек от идеала, но это единственная правовая основа для того, чтобы
инклюзивное образование работало.
Чтобы соответствовать международным стандартам, в 2010 году была запущена
государственная программа для инвалидов "Доступная среда", в нее
входит и развитие инклюзивного образования. В департаменте по делам инвалидов
Минздравсоцразвития рассказали, что когда программу только запускали, 2,5% школ
были доступны для инвалидов, в 2011 году — 4,6%. А по ее итогам, в 2016 году,
этот показатель должен быть на уровне 20%. Задача "инклюзии сверху" —
сделать среду школы доступной, оборудовать классы специальными партами и
компьютерами, обучить педагогов. Специалисты говорят, что пока эта инклюзия
только на бумаге, и она может повторить историю тактильной плитки для незрячих.
Сколько в России детей-инвалидов школьного возраста не знает никто. В
департаменте по делам инвалидов Минздравсоцразвития говорят, что на декабрь
2011 года они насчитали около 570 тысяч детей-инвалидов до 18 лет. Эта цифра
включает в себя лишь тех, кто получает пособия от Пенсионного фонда. Но не у
каждого ребенка с особыми образовательными потребностями есть справка об
инвалидности — получить ее не так просто. Эксперты говорят, что сегодня в
России примерно полтора миллиона таких детей, половина из них — школьного
возраста. Не все они учатся в общеобразовательных школах, чаще на дому, в
интернатах или коррекционных школах. А почти 200 тысяч вообще нигде не учатся,
подсчитали в региональной общественной организации инвалидов
"Перспектива", которая уже несколько лет проводит кампанию "Дети
должны учиться вместе".
Для нормальной социализации таким детям необходимо общение, а не затворничество
в квартирах и интернатах, уверены специалисты. Лучший вариант — посещать
обычную общеобразовательную школу с инклюзивной программой. "Инклюзия
расширяет социальный диапазон взаимодействия. Такие дети зачастую находятся
дома и никуда не выходят, и возникает явление социальной депривации, они
совершенно не знают, как общаться с окружающим миром", — говорит психолог
центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Вера Михайлова.
В Москве работает более полутора тысяч общеобразовательных школ. Из них, по
данным департамента образования, лишь около сотни — с инклюзивной программой.
Но и эти цифры завышены, считает Мария Перфильева, менеджер проектов
образования "Перспективы": в Москве менее десяти школ, которые смело
можно назвать инклюзивными. Если учебное заведение клеит на входной двери
желтый кружок для слабовидящих или делает пандус, но при этом в самом здании
нет лифта, это не значит, что она может обучать детей с особыми потребностями.
Но дело не только в наличии или отсутствии пандуса, лифта и ступенькохода — это
не показатель инклюзии. Дело в желании администрации и учителей включать в
процесс обучения детей с особыми потребностями.
Устроить ребенка с инвалидностью в обычную общеобразовательную школу, даже если
она заявила об инклюзии, тяжело. Система вынудит родителей забрать ребенка на
надомное или дистанционное обучение или перевести его в коррекционную школу.
Еще труднее приходится родителям детей с ментальной инвалидностью. "Если
ребенок на коляске, можно добиться, чтобы школа стала доступной средой —
чиновникам труднее отказать. А для ребенка с ментальными проблемами всегда
найдутся причины, почему он не может посещать инклюзивную школу", —
рассказывает координатор "Перспективы" по работе с родителями Юлия
Лентьева. В Москве в "Перспективу" за помощью обращаются более 50
родителей в год: где-то избавились от ребенка-колясочника, потому что он
"портил внешний вид школы"; где-то школа отказала ребенку, уверяя
родителей, что он необучаем; где-то родителям прямо заявили, что ребенка не
возьмут, потому что учителя не знают, как с ним работать.
"У нас школа ориентирована на выдачу результата по ЕГЭ, а такие дети
мешают показателю под названием успеваемость. Они ее портят. А это значит, что
у педагога будет понижена зарплата, что не дадут какую-то премию и так
далее", — рассказывает Мария Перфильева. "Надо переделывать систему
образования, вводить многоуровневые стандарты. Ребенок с синдромом Дауна может
учиться в обычной школе, но экзамен на 100 баллов он никогда не сдаст", —
говорит Мария Перфильева. "Вы поставите двойку не ребенку, а его дефекту.
Но нынешняя система обязывает учителя ставить оценки. К таким детям должен быть
другой подход", — говорит доцент дефектологического факультета МГГУ им.
Шолохова Тамара Исаева. Учителя не хотят брать в свой класс таких детей, потому
что не знают, как с ними работать — нет специальной квалификации, да и
дополнительных денег, как в коррекционных школах, они не получают. А директора
не хотят принимать инвалидов, потому что для них нужны психологи-специалисты и
тьютеры, но денег на это нет.
Анастасия Петрова
Источник: publicpost.ru
http://www.dislife.ru/flow/theme/18354/#more
|