Готово ли общество реально поддержать
больных детей?
|
|
|
Слова
эти принадлежат матери физически неполноценного ребенка. Таких детей в
республике Татарстан немало, но специалисты, с ними работающие, уверены:
общество не знает о проблемах, с которыми сталкиваются родители этих ребят.
Окружающие предпочитают дистанцироваться от тех, кто не похож на них, на
здоровых.
Те, кто ограничен
в физических возможностях, прежде всего сталкиваются с изоляцией. Как вернуть
детей с нарушениями развития в социум? Это обсудили на днях в
Торговопромышленной палате Татарстана на заседании «круглого стола»
«Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями и их
семьям: от преодоления изолированности к решению вопросов инклюзивного
образования», организованного ТПП совместно с республиканской Общественной
палатой и детским благотворительным фондом «Окно в надежду».
Доцент
медуниверситета Ольга Тимуца, член попечительского совета фонда «Окно в
надежду», представила результаты исследования, доказывающие, что в республике
нарушаются права детейинвалидов, в особенности на получение образования.
Исследование выявило общепринятые стереотипы в отношении таких детей:
несчастные, неспособные, слабые, несамостоятельные, замкнутые... Шесть
десят четыре
процента респондентов их жалеют. Тогда как эксперты утверждают: это чувство уничтожает
в ребенке личность, способствует тому, что инвалид и его родители не
воспринимаются полноценными гражданами. «А они равные члены общества», -
заметил депутат Государственной Думы России Александр Козловский.
- Негативное
отношение к таким детям проявляют и медики, которые предлагают родителям
отказаться от ребенка с врожденными или приобретенными в первые годы жизни
отклонениями, - заметила Ольга Тимуца и процитировала слова педиатра,
адресованные матери малышаинвалида: - «Муж тебя бросит, останешься одна, будешь
перебиваться...»
Также, по словам
Ольги, родители испытывают проблемы с трудоустройством. Невыгодно брать на
работу человека с больным ребенком. Кроме того, неприязнь к родителям ребенка с
отклонениями проявляют родители здоровых детей, так как зачастую думают, что
ребенок с нарушениями в развитии может причинить вред «нормальным».
А ведь наладить
механизм взаимодействия детей с ограниченными возможностями с внешней средой
можно благодаря организации их инклюзивного образования - обучения в условиях
массовых школ. Людмила Блинова, заведующая кафедрой психологии филиала
Московского социальногуманитарного института в Казани, объясняет:
- Детям после
коррекционной школы тяжело адаптироваться к обычным учебным заведениям. А
инклюзивное образование основано на том, что каждый ребенок способен
чувствовать, думать и имеет право быть услышанным, понятым.
Ольга Тимуца
рассказала о московских экспертах, которые уверены: когда дети с ограниченными
возможностями общаются со здоровыми сверстниками, они тянутся за ними. Если
ребенок не ходил, пытается делать первые шаги. А обычные дети при совместном
обучении становятся добрее.
Однако заведующая
кафедрой коррекционной педагогики казанского филиала Московского социальногуманитарного
института Маргарита Реут насторожилась:
- В сентябре наши
школы должны принять три процента инклюзивных детей. Как вы себе это
представляете? Юридически такое решение совершенно не подготовлено. Ведь если
школа принимает умственно отсталых детей, она обязана иметь лицензию на их
обучение. Точно так же обстоят дела с детьми, имеющими проблемы со зрением и
слухом. К тому же для этих ребят нужны соответствующие специалисты. Что мы
можем сейчас предложить этим детям в массовых школах? Ничего. И весь инклюзив
пойдет в обратную сторону...
А руководитель
реабилитационного центра «Солнечный» Зульфа Аминова отметила:
- Когда мы говорим
об инклюзивном образовании, нужно сделать дополнение: инклюзивное воспитание.
Начинать необходимо с дошкольных учреждений, иначе ребенок к школе не будет
готов.
Не мог остаться
без внимания и вопрос о роли СМИ в содействии толерантному отношению общества к
инвалидам.
- Никто не
рассказывает об их жизни, достижениях. Меня, например, удивило, когда я узнала,
что Константин Циолковский был человеком с ограниченными физическими
возможностями, - констатировала главный советник отдела по вопросам развития
частно-государственного партнерства в социальной сфере Управления социального
развития аппарата Кабинета Министров Гульшат Субаева. (Напомним: Циолковский
был гениальным самоучкой, после перенесенной в детстве скарлатины он потерял
слух, что лишило его возможности поступить в учебное заведение.)
Дискуссия не
ограничилась обменом информацией. Депутат Госдумы Александр Козловский отметил:
- Давайте составим
список проблем, которые нужно решать в этой сфере на местном уровне, а потом
вместе обратимся с этим списком к Президенту республики. Практика обращений к
нему показала, что это очень действенная мера.
Источник: rt-online.ru
http://www.dislife.ru/news/theme/13413
|