Главный барьер - в головах
|
|
|
«Есть,
как минимум, две причины развивать безбарьерный туризм. Первая – социальная.
Забота общества об инвалидах – это показатель его цивилизованности. Вторая
причина – экономическая. На долю путешествующих с ограниченными физическими
возможностями приходится около 7% мирового туристического оборота и около 11%
всех турпоездок по Европе. То есть, это большой сегмент рынка, которым нельзя
пренебрегать», – сказал Сергей Шпилько, глава столичного Комитета по туризму и
гостиничному хозяйству, открывая круглый стол «Безбарьерный туризм в Москве:
реальность и перспективы».
Г-н
Шпилько отметил, что и Москва, и Россия находятся «только в начале пути»
создания среды, в которой комфортно почувствуют себя люди с ограниченными
возможностями. Но в столице сделано уже немало. Заместитель руководителя
столичного Департамента социальной защиты населения Игорь Гордеев рассказал,
что из 872 объектов культуры столицы более 400 полностью или частично готовы к
приему туристов-инвалидов. Все новые автобусы, троллейбусы, выходящие на
городские маршруты – низкопольные. Планируется, что к 2014 году станет
безбарьерным весь автобусный парк столицы, а к 2016-му – весь парк московских
троллейбусов.
Новые станции
метро также приспособлены для передвижения инвалидов. А что касается
«исторических», отметил г-н Гордеев, то менять там что-либо сложно, технологически
процесс затрудняет то, что все старые станции – глубокого залегания. Хотя
ведется большая работа для адаптации и этих станций для слабовидящих и
слабослышащих людей.
В Москве только в
этом году выделено 2,5 млрд. рублей на создание безбарьерной среды, и это,
подчеркнул Игорь Гордеев, исключительно бюджетные средства. Сколько частных
инвестиций ушло на создание комфортных условий для инвалидов – никто не
подсчитывал. Все новые гостиницы имеют условия для приема людей с ограниченными
возможностями, город не разрешает строительство, если это не предусмотрено в
проектном задании. Но: действительно ли учитывается все необходимое?
Исполнительный директор ГУП «Московская социальная гарантия» Ольга Соловьева
рассказала, что многие московские отели, заявляющие о готовности принимать
инвалидов, лишь частично оборудованы для такого приема. А Сергей Шпилько
подчеркнул, что тут важна методологическая подготовка участников рынка:
гостиница или ресторан может не учесть всех нюансов просто по незнанию. По его
словам, на повестке дня – создание стандартов по устранению барьеров для
инвалидов, причем здесь не обязательно идти своим путем: многие страны накопили
большой опыт, им нужно только воспользоваться. Город будет поощрять объекты
туризма, которые реально поработали над созданием безбарьерной среды и
принимают инвалидов.
Член правления
московского отделения Всероссийского общества инвалидов Инна Маргулис считает,
что уже сегодня таких объектов, в том числе туристических, немало. Она отметила
Третьяковскую галерею, «Музеон», Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском.
«В Дарвиновском музее ведут специальные экскурсии для разных групп инвалидов, а
в музее Ферсмана проводят экскурсии для слабовидящих, которым дают подержать в
руках музейные экспонаты», – рассказала г-жа Маргулис. Слабые места московской
безбарьерной среды, по ее мнению, это рестораны и общественные туалеты.
Не все вокзалы и
аэропорты идеально приспособлены для инвалидов. Из вокзалов участники круглого
стола как комфортный отметили Курский. Что касается аэропортов, претензии все к
тем же туалетам – практически повсеместно. На это обратила внимание и
представитель авиакомпании «Трансаэро» Елена Журавлева. Она отметила, что
«Трансаэро» делает максимально удобным полет инвалидов: в компании
предусмотрена услуга сопровождения, для передвижения в самолете инвалидам
предоставляют специальные коляски, для них действуют специальные условия
регистрации, весь персонал проходит обучение, чтобы помогать клиентам с
ограниченными возможностями. Г-жа Журавлева особо подчеркнула, что компания не
делает тайны из своей программы и готова поделиться ею с другими перевозчиками,
особенно с небольшими компаниями.
Генеральный
директор компании «Паратуризм Well» Юлия Шилкина подняла важнейший вопрос о
готовности общества адекватно реагировать на путешествующих людей с
ограниченными возможностями. По ее словам, есть родители, которые принципиально
против, чтобы их дети ехали на экскурсии с детьми-инвалидами, для которых
крайне важно путешествовать и общаться с обычными людьми. Бывает, что с
недовольством встречают инвалидов и в гостиницах, упрекая их в том, что
коляски, например, царапают полы. Хотя всегда можно предложить гостям.
Например, пересесть на другие, «комнатные» коляски, было бы желание попытаться
решить проблему. Гиды, если не прошли специальную подготовку и не накопили
опыта, иной раз передвигаются по маршруту так, что инвалиды за ними просто не
поспевают. «Главная проблема – в головах», – с сожалением заметила г-жа
Шилкина. И еще, на ее взгляд, мало информации о рынке услуг для путешествующих
инвалидов: «Мы очень долго искали транспорт для туристов с ограниченными
возможностями. Оказалось, есть в Москве компании, которые его предоставляют, но
найти их было непросто».
Сергей Шпилько
призвал всех участников круглого стола поделиться информацией об участниках
рынка, так или иначе имеющих отношение к туризму людей с ограниченными
возможностями. Глава городского Комитета по туризму и гостиничному хозяйству
пообещал, что на сайте, посвященном туристическими возможностям Москвы, который
сейчас готовит комитет, будет специальный раздел по безбарьерному туризму. Он
также сказал, что к 2018 году, когда в Москве пройдет чемпионат мира по
футболу, столица должна стать по-настоящему безбарьерным городом. Предстоит
решить и проблему снижения стоимости туров для инвалидов. «Туристы с
ограниченными возможностями не летают чартерными рейсами, организация тура
требует индивидуального подхода, а это не дешевое удовольствие. Но и эти
проблемы можно решить. Будет сформирован продукт – будут созданы и партнерские
программы, которые приведут к снижению его стоимости», – считает Сергей
Шпилько.
Элеонора Арефьева
Источник: ratanews.ru
http://www.dislife.ru/flow/theme/14364/#more
|