Есть ли право голоса у
инвалидов в России?
|
|
|
Тема избирательных прав лиц с ограниченными
физическими возможностями в России освещается крайне мало, хотя каждый десятый
избиратель имеет ту или иную форму инвалидности. По сравнению с предыдущими
годами ситуация улучшается, однако предстоит еще много работы, чтобы сделать
возможным полноценное участие данной категории граждан в избирательном
процессе.
Вечером 4 марта стало известно, что не все россияне
смогли воспользоваться своим правом голоса в день выборов президента.
На горячую линию Общественной палаты РФ поступили
звонки от инвалидов, которые подавали заявку голосования на дому, но так и не
дождались приезда членов избирательных комиссий.
6 марта члены Общественной палаты обратились к главе Центризбиркома с просьбой
провести проверку избирательных участков, где были ущемлены права инвалидов.
Как отметил один из членов палаты, проголосовать для инвалидов – не только их
желание и право, но и редкая возможность почувствовать себя полноценными
членами общества.
Надо сказать, это не первый случай нарушения избирательных прав лиц с
ограниченными возможностями.
Инвалид по зрению из Екатеринбурга рассказал, что в декабре 2011 года во время
выборов в Госдуму члены местного избирательного участка, которых вызывали
представители органов социальной защиты, не принесли с собой специальный
трафарет, который накладывается на бюллетень, чтобы слепой в одном из
прорезанных «окошек» поставил галочку напротив выбранной партии. У членов
избирательной комиссии не было точной информации о категории инвалидности
гражданина.
Так как же сегодня обеспечиваются избирательные права инвалидов?
Конституция РФ и федеральное законодательство о выборах гарантируют равенство
прав и свобод каждого гражданина. Кроме этого, обеспечение и реализация
избирательных прав инвалидов при проведении выборов депутатов Госдумы и
президента регулируется таким международно-правовым актом, как Конвенция ООН о
правах инвалидов 2006 года.
Конституционное и иное нормативное закрепление принципа равных прав инвалидов и
неинвалидов, запрещение дискриминации по причине инвалидности – типично для
законодательства многих зарубежных стран.
В США, например, закон 1990 года об американцах-инвалидах предписывает органам
власти всех уровней обеспечивать для инвалидов равный доступ и возможности, в
том числе на избирательных участках.
Если проводить аналогии с другими странами, где инвалиды являются полноправными
членами общества, оказывается, что проблем в России еще очень много.
И все же важной вехой на пути к полноценной реализации избирательных прав
инвалидов и ратификации Конвенции ООН стали изменения в избирательное
законодательство РФ, внесенные 28 июня 2011 года президентом Дмитрием
Медведевым.
Удалось подробно прописать процедуру выборов и требования к избирательным
участкам: на информационных стендах должны размещаться материалы, выполненные
крупным шрифтом, с применением азбуки Брайля; во время голосования могут быть
использованы лупы и специальные трафареты для самостоятельного заполнения
бюллетеня; избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в
получении бюллетеня, может прибегнуть к помощи другого избирателя.
Кроме того, теперь сведения о численности особых избирателей с указанием групп
инвалидности должны предоставляться Пенсионным фондом РФ по состоянию на 1
января и 1 июля каждого года в ЦИК РФ и избирательные комиссии субъектов РФ.
В 2003 году гражданин России не мог исполнить свою гражданскую волю без
посторонней помощи – инвалиды по зрению сталкивались с проблемой отсутствия
специальных бюллетеней.
Хотя в некоторых странах СНГ, например в Украине, спецбюллетени на тот момент
были обычной практикой. Раньше слабовидящих посещали на дому члены комиссии с
переносной урной. Лишь 4 года назад стало возможным волеизъявление инвалидов
непосредственно на избирательных участках.
В 2011 году были созданы максимально комфортные условия для инвалидов: кабинки
для голосования колясочников, пандусы и удобные проходы, бегущая строка на
участках, сурдопереводчики, материалы со шрифтом Брайля.
В то же время изменения в избирательное законодательство не всегда носят
категоричный характер.
Так, положение о трафарете для заполнения избирательных бюллетеней гласит: «На
избирательном участке Вам могут предложить для самостоятельного заполнения
избирательного бюллетеня воспользоваться трафаретами, изготовленными
рельефно-точечным шрифтом Брайля или без него (при их наличии)».
Оговорка «при их наличии» означает, по сути, изготавливать такие трафареты или
нет – это дело региональных избиркомов, причем добровольное. Если заявка на
такие трафареты поступила, то шаблоны для слабовидящих людей есть на конкретном
избирательном участке, если нет – инвалиду придется воспользоваться помощью
другого лица.
Не логичнее ли закрепить обязанность комиссий предоставлять инвалидам все
необходимые ресурсы для голосования на избирательных участках?
В свою очередь, думаю, органы местного самоуправления обязаны предоставлять
избирательным комиссиям помещения для голосования, соответствующие нуждам
инвалидов.
В Хакасии, например, всего около 10% помещений, где располагаются избирательные
участки, оснащены пандусами.
Однако для того чтобы проголосовать на избирательном участке, инвалиду нужно
сначала туда самостоятельно добраться.
Пилотная программа «Дорога на избирательный участок», инициированная в октябре
2010 года Центризбиркомом совместно с общественными организациями инвалидов и
органами соцзащиты населения, призвана выявлять проблемы (отсутствие пандусов,
светофоров со звуковыми сигналами, тактильных указателей и прочего) и помогать
в их решении.
Такое нововведение, как индивидуальный паспорт избирателя-инвалида кажется
крайне полезным: схемы движения на избирательные участки составляются для
каждого инвалида с подробным описанием маршрута.
Именно по причине невозможности выбраться из квартиры, более 4 миллионов инвалидов
голосуют на дому. И здесь возникает еще одна проблема.
Согласно законодательству, члены избирательных участковых комиссий должны
объехать всех избирателей, желающих проголосовать на дому, за сутки – в день
голосования. При этом устное или письменное обращение инвалид может сделать до
14.00 в день голосования.
В связи с тем, что объехать всех нуждающихся инвалидов за 8 часов бывает
нереально, то возникают «неявки».
Отсюда вытекает другая беда, которая была актуальна и ранее.
Чтобы уточнить, каким образом будут голосовать инвалиды, требуется ли
сурдопереводчик, нужны ли материалы для слепых и слабовидящих людей, где
удобнее голосовать (на дому или избирательном участке) - необходимы точные
данные о количестве и категории инвалидов.
В 2009 году ЦИК рекомендовал избирательным комиссиям сформировать рабочие
группы, которые бы проводили мероприятия по уточнению списков избирателей, их
местонахождения, характера инвалидности.
Однако на деле, избирательные комиссии не всегда уточняют данные и интересуются
желанием избирателей проголосовать.
Остается надеяться, что изменения в избирательное законодательство, принятые в
июне 2011 года, и обязующие Пенсионный фонд РФ предоставлять данные об
инвалидах по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года, позволят постоянно
обновлять базу данных.
Чтобы не лишать особых избирателей права голоса, работа должна проводиться не
только до и во время, но и после выборов.
Но даже в ходе избирательных кампаний в России не всегда учитываются интересы
инвалидов.
Ни на одном из предвыборных сайтов претендентов на высший государственный пост
страны не было версии для слабовидящих или видеороликов с сурдопереводом и
субтитрами. Все 5 кандидатов заявляли при этом в предвыборных программах о
намерении создать реальные условия для полноценной жизни инвалидов и о
необходимости скорейшей ратификации Конвенции о правах инвалидов.
До тех пор, пока изготовлением агитматериалов для инвалидов будут заниматься
только избирательные комиссии, нет смысла говорить об интеграции инвалидов в общество.
Еще в 2009 году в постановлении о работе избирательных комиссий по реализации
избирательных прав инвалидов ЦИК рекомендовал политическим партиям, участвующим
в выборах 2007-2008 годов, изготавливать агитационные материалы для слепых и
слабовидящих избирателей в аудиоформате, с использованием крупного шрифта, а
для глухих или слабослышащих – видеоролики с субтитрами или сурдопереводом.
И действительно, как может человек быть полноправным членом общества, если не
способен получать доступ к информации?
Подводя итог, хотелось бы отметить, что Конвенция ООН о правах инвалидов, 50
статей которой подробно описывают гражданские и политические права этой
категории граждан, была подписана Россией в сентябре 2008 года, но до сих пор
не ратифицирована.
Российское избирательное законодательство требуется привести в соответствие с
положениями Конвенции, так как в ней содержится много положений и терминов, не
имеющих аналогов: дискриминация по признаку инвалидности, инклюзивное
образование, разумные приспособления и универсальный дизайн.
Над сим вопросом в Госдуме шестого созыва работают сами инвалиды с активной
гражданской позицией. Более того, авторами законопроекта, который в июне
2011 года подписал Дмитрий Медведев, являются депутаты-инвалиды от разных
фракций: депутат Госдумы от «Единой России», победитель Паралимпийских игр
Михаил Терентьев, депутат Госдумы от КПРФ, вице-президент Всероссийского
общества слепых, первый вице-президент Паралимпийского комитета России Олег
Смолин и депутат Госдумы от ЛДПР, основатель Фонда содействия реализации
Конвенции о правах инвалидов «Доступная среда и универсальный дизайн» Валерий
Селезнев.
Инвалиды активно работают и готовы вносить вклад в развитие страны, вопреки
ложному мнению об их ущербности.
Главное – сделать так, чтобы нормы Конвенции о правах инвалидов, которые уже
претворяются в жизнь, не остались на бумаге. Более того, необходимо менять не
только законы, но и подход общества к людям с ограниченными возможностями.
Алина Агеева
Источник: uenews.ru
http://www.dislife.ru/flow/theme/17950/#more
|