Слухопротезирование
детей остается одной из серьезнейших социальных проблем. В чем состоят особенности
детского слухопротезирования, на что нужно обращать особое внимание при работе
с детьми? На эти и другие вопросы отвечает кандидат медицинских наук, ассистент
кафедры оториноларингологии им. профессора А.Н. Зимина Новокузнецкого института
усовершенствования врачей, директор Центра современной диагностики и лечения
слуха "Отомед” Елена Викторовна Борисова.
-
Слух является одним из важнейших чувств ребенка. Он позволяет ему общаться,
удивляться многообразию звуков в нашем активном мире, учиться говорить,
наслаждаться музыкой, одним словом - развиваться. Проблема нарушений слуха у
детей является одной из наиболее актуальных социальных проблем. Несвоевременная
диагностика нарушения слуха у детей первого года жизни ведет к развитию
глухонемоты и, как следствие, инвалидность.
Слухопротезирование
детей, то есть подбор им слухового аппарата, остается одной из серьезнейших
проблем и имеет выраженную социальную направленность. Для успеха протезирования
необходимы повышенная мотивация родителей, согласованные действия
врача-сурдолога, слухопротезиста, сурдопедагога, наличие качественных слуховых
аппаратов.
Слухопротезирование
ребенка проводится в несколько этапов, и эффективность его зависит не только от
качества подбора слухового аппарата, но также от возраста и степени снижения
слуха, уровня развития интеллекта и условий жизни, возможности занятий с
сурдопедагогом (это преподаватель, занимающийся обучением речи), комфортности
индивидуальных ушных вкладышей и многого другого. Универсальный аудиологический
скрининг является эффективным и единственным методом выявления нарушений слуха
у новорожденных и детей первого года жизни. В Кемеровской области программа
аудиологического скрининга работает с 2007 года и представляет собой
трехступенчатую систему: родовспомогательное учреждение - детская поликлиника -
городской сурдологический кабинет.
Одним из
традиционных путей снижения инвалидности по слуху является ее профилактика и
система раннего выявления нарушений слуха, начиная с медико-генетического
консультирования, теперь доступного и в Новокузнецке, и универсального
аудиологического скрининга, а также периодическое исследование слуха. В
последнем случае крайне важны своевременная диагностика и адекватное лечение
экссудативного среднего отита у детей младших возрастных групп, так как
отсутствие симптомов острого воспаления ведет к запоздалому диагнозу, развитию
осложнений и формированию стойкой кондуктивной и смешанной тугоухости.
О значении раннего
слухопротезирования хорошо осведомлены специалисты, однако отношение родителей
к раннему слухопротезированию детей неоднозначно. В слышащих семьях во многом
это связано, как с недостаточным пониманием слышащими родителями смысла и
возможностей раннего слухопротезирования, так и непростым психологическим
состоянием, в котором они пребывают достаточно продолжительное время. В семьях,
где уже есть опыт общения с неслышащими, родители относятся к
слухопротезированию положительно. В последнее время молодые родители все чаще
занимают активную позицию в отношении раннего протезирования. Многие стараются
приобрести слуховой аппарат сразу после установления диагноза, раньше, чем
ребенку оформляется инвалидность. Такую активную позицию в обществе необходимо
формировать и всячески поддерживать с помощью популярных изданий и средств массовой
информации.
Большая часть
взрослого населения и сегодня воспринимает слуховой аппарат в детском
протезировании, как чудесную машинку, надев которую на ушко ребенка, мы
предоставим ему все звуки и радости мира слышащих, в том числе - умение
говорить все и сразу. Вот такие или примерно такие ожидания значительная часть
слышащих родителей связывает с приобретением слухового аппарата. То, что не
получается сразу, трансформируется в поиски других слуховых аппаратов,
специалистов, разнообразных средств реабилитации, на что уходит драгоценное
время. Необходимо понять, что в нагрузку к слуховому аппарату для ребенка
прилагается титаническая слухоречевая работа.
Совместные
действия специалистов крайне важны для ребенка даже при своевременном обращении
к сурдологу процесс диагностики, оформления инвалидности, подбора и настройки
слуховых аппаратов и адаптации к ним, занятий с сурдопедагогом - занимает
слишком много времени. Детское слухопротезирование является формой помощи с
первых месяцев жизни, направленной на обеспечение качества жизни детей с
нарушенным слухом, в том числе детей-инвалидов. Нельзя забывать и о том, что
слухопротезирование - это еще и элемент медико-социального сопровождения,
обеспечивающий возможность интеграции ребенка в общество.
Родители должны
знать, что развитие речи и речевых способностей ребенка в норме, если:
• в 9 месяцев ваш
ребенок показывает, что может понимать такие простые слова, как "мама”, "папа”
или "нет”;
• в 10 месяцев
способ выражения должен иметь "речевую структуру” состоять из взаимосвязанных
слогов ("да-да-да”). Приблизительно в это время строятся первые разборчивые
слова;
• в 1 год ребенок
произносит от 6 до 12 осознанных слов;
• в 18 месяцев ваш
ребенок понимает простые предложения. По устной просьбе берет знакомые предметы
и показывает на части тела. Он должен располагать словарным запасом, состоящим
из 20 - 50 слов и составлять такие короткие предложения, как, например, "Мама,
дай” или "Баба, пить”;
• в 24 месяца
словарный запас ребенка, должен состоять как минимум из 150 слов, при помощи
которых он строит короткие предложения. Для взрослого, который не каждый день
общается с ребенком, его речь должна быть по большей части понятной. Ваш
ребенок должен быть в состоянии спокойно сидеть и слушать рассказы из книжек с
картинками;
• в 3 - 5 лет ваш
ребенок пользуется речью для выражения своих желаний и чувств, передачи
информации и когда задает вопросы. В дошкольном возрасте он должен понимать
практически все, что говорят окружающие. Разговорный запас расширяется от 1000
до 2000 слов, при помощи которых он может строить сложные предложения. В конце
дошкольного возраста все речевые звуки должны быть четкими и понятными.
Все указанные
возрастные периоды следует рассматривать как ориентиры для определения
нормального речевого развития ребенка. Если у вашего ребенка по сравнению со
сверстниками наблюдается 2 - 3-месячная задержка, это может указывать либо на
возможные нарушения слуха, либо на задержку в речевом развитии. Необходимо
проконсультироваться с сурдологом.
Будьте внимательны
к своему ребенку, любите его.
Людмила Ковякина
Источник: kuzrab.ru
http://www.dislife.ru/flow/theme/14614/#more
|