Доступный туризм: как человеку с инвалидностью спланировать комфортный отдых в России
Результаты исследования DisQuestion о доступности услуг для инвалидов
Фото: Wavebreak Media / Фотобанк Лори
Современные гостиницы оказались удобными для людей на коляске и незрячих, вокзалы хорошо доступны лишь в крупных городах, зато практически на каждом российском побережье есть специально адаптированные пляжи. К таким выводам пришли эксперты с инвалидностью в рамках комплексного исследования DisQuestion. Эксперты рассказали о доступности туристической инфраструктуры, а также дали рекомендации для планирования комфортного отдыха.
DisQuestion-2018 – первое исследование доступности услуг для людей с инвалидностью в России, его организатор – социальный инклюзивный бизнес-проект Everland. В рамках исследования оценивались шесть сфер: финансовая, туристическая, телеком, ритейл, жилье и инфраструктура, кафе и рестораны. В экспертную группу вошли 27 человек с различными формами инвалидности из фондов «Со-единение» (поддержка слепоглухих), АНО «Белая трость» (помощь незрячим людям), Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих, компаний Oriense (производитель систем технического зрения для слепых и слабовидящих) и самого Everland. DISLIFE выступает информационным партнером.
Путешествие поездом
Бесплатный проезд на междугороднем поезде для людей с инвалидностью предусмотрен, если вы едете на лечение и можете предоставить подтверждающий документ. Составы многих поездов имеют специальные вагоны для инвалидов.
Наталья Овчинникова, независимый журналист, инвалидность 3 группы по опорно-двигательному аппарату:
«По информации на сайте РЖД, специально для перевозки людей с ограниченными возможностями сейчас оборудовано 534 вагона в составе поездов РЖД, которые следуют более чем в 350 направлениях по России и за рубеж. Попросить прицепить специальный вагон можно по телефону 8 (800) 775-00-00 (добавочный 1), написав по электронному адресу info@rzd.ru или просто обратившись в железнодорожную кассу».
Инфографика: Everland
В целом по итогам исследования доступности для людей с инвалидностью вокзалы получили три балла из пяти. Проанализированы были три вокзала Москвы, а также вокзалы Ярославля, Челябинска, Екатеринбурга и Смоленска.
Выяснилось, что только на московских вокзалах – Ленинградском, Казанском и Ярославском – учтены условия для людей со всеми видами инвалидности. Помимо пандусов, лифтов и туалетов для людей на коляске, там есть тактильные обозначения и шрифты Брайля для незрячих, а также специальные кассы для слабослышащих. Лучшим признан Ярославский вокзал.
В других городах ситуация значительно хуже. Особенно плохо обстоят дела с доступностью для людей с нарушением слуха. Ни на одном вокзале кроме московских нет ни обозначений, ни специальных касс для людей с проблемами слуха. Худший результат показал пригородный вокзал Екатеринбурга, получивший 0 баллов – в нем не создано вовсе никаких условий для людей с инвалидностью.
Путешествие на самолете
Эксперты задали вопросы и авиакомпаниям – «Аэрофлот», S7 Airlines и UralAirlines – чтобы понять, может ли человек на коляске перелететь самостоятельно.
По словам сотрудников «Аэрофлота», специальные услуги для людей с инвалидностью предоставляются по запросу при бронировании и оформлении перевозки. Нужно заранее сообщить об ограничениях пассажира, о наличии или отсутствии сопровождающего лица, а также о размере и весе коляски.
Готовы перевезти инвалида без сопровождения в S7 Airlines и Ural Airlines. Однако перед посадкой необходимо пройти через медпункт аэропорта, пояснили в авиакомпаниях.
Эксперты с инвалидностью отмечают, что большой проблемой остаются туалетные комнаты в самолетах, которые никак не приспособлены. Также в аэропортах не всегда удобно людям с проблемами слуха.
Яна Марышева, дизайнер Everland, инвалидность 3 группы по слуху:
«Мне пришлось столкнуться с проблемами в аэропорту и в самолете. Информация в аэропортах в основном озвучивается. Что-то выводится на табло, но не всегда вовремя и бывают неточности. В самолетах все проговаривается голосом. Так я однажды не услышала, что самолет совершает аварийную посадку. И поняла это только, когда все начали выходить.
А моя знакомая просто отстала от своего рейса, потому что не услышала объявление о вылете раньше на полчаса. Поэтому я всегда сразу обращаюсь на стойку для инвалидов в аэропорту. Тогда сотрудники помогут пройти регистрацию, проводят на рейс и предупредят стюардесс о том, что в самолете летит глухой пассажир».
Доступность гостиниц
Инфографика: Everland
Эксперты также проанализировали современные 4-звездочные гостиницы сетей CosmosGroup, ParkInn, HolidayInn, Amaks и Novotel в столице и регионах. По итогам оценки рынок получил твердые четыре балла из пяти, а лидером с небольшим отрывом стали отели сети CosmosGroup.
Все отели имеют безбарьерные входы, широкие лифты, номера для инвалидов на коляске с со специальными душевыми. Однако только в некоторых есть озвучка этажей в лифтах и тактильные обозначения на лестницах.
Сами номера для инвалидов в гостиницах отличаются только их количеством. В столице это как правило 6-7 номеров на отель, в регионах – 2 или 3.
Доступные пляжи
Исследование показало, что практически на каждом российском побережье есть 1-2 пляжа, специально оборудованных для посетителей с инвалидностью. А именно есть дорожка к морю, туалет, удобные лежаки, коляски для погружения в воду, работают волонтеры и есть специальный транспорт. Особенно комфортные условия созданы в Краснодарском крае в Сочи, где проходили Паралимпийские игры.
Инфографика: Everland
Пляжи для незрячих людей в основном оборудованы только при специальных санаториях. Лучший из них, по мнению экспертов DisQuestion, «Солнечный берег» в Геленджике. Там есть тактильная дорожка, оборудованы пологие спуски в воду или же по канату.
Для сравнения в исследование также включен опыт Латвии, где также любят отдыхать россияне. В городе Лиепая муниципальный пляж имеет пологий спуск, тактильную дорожку и специальные браслеты для незрячих. Они надеваются на руку, как часы, и заменяют незрячему трость, предупреждая звуком или вибрацией о препятствии. Выяснилось, что на пляжах совсем не учтены потребности людей с проблемами слуха, для которых, например, важно наличие табло с возможностью оповещать об опасности.
Доступность музеев
Во время путешествия многие туристы любят посещать музеи. Насколько они доступны для людей с инвалидностью? Для ответа на этот вопрос DisQuestionобратился к музейному эксперту и собрал в инфографике рекомендации, каким же должен быть инклюзивный музей. Ведь доступность – это не только наличие пандусов, но также и возможность получить информацию.
Инфографика: Everland
Динара Халикова, директор по проектам ИКОМ России, координатор социально-образовательного проекта «Инклюзивный музей»:
«Самая острая проблема, с которой сталкиваются люди с инвалидностью ― это отношение окружающих. К сожалению, многие музейные сотрудники не умеют общаться с людьми с инвалидностью, а из-за этого испытывают страх, чувство неловкости и непонимание. Сегодня крайне важен диалог и поиск совместных решений. Если человек с инвалидностью планирует посетить музей, лучше заранее связаться по телефону или почте. Это позволит сотрудникам подготовиться. Например, если музей является мемориальным памятником, где нельзя установить пандусы, то человеку на коляске помогут преодолеть ступеньки. Конечно, решения должны быть не формальными, а учитывать реальную жизнь».
Более подробно ознакомиться с исследованием можно на сайте disq.evland.ru.
http://dislife.ru/materials/1667
|