Ольга ШАБАЛОВСКАЯ
Проблемы образования среди
детей с ограниченными возможностями здоровья обсудили в Уфе. Так, на
дистанционное обучение детей-инвалидов в Башкирии республиканский бюджет
выделит 19 миллионов рублей, еще 46 миллионов даст федеральный бюджет. Это
одно из направлений национального проекта «Образование».
Суть заключается
в том, что дети с ограниченными возможностями будут обучаться с помощью
компьютерной техники и Интернета. Сейчас в Башкирии 500 детей нуждаются в
этом. Из них 197 уже постигают азы науки через глобальную Сеть, еще 150 ребят
планируется приобщить к ней в этом учебном году. Дистанционно будут обучаться
дети-инвалиды, которым врачи не рекомендуют посещать школу по состоянию
здоровья. Обучаться так можно даже первоклашкам.
Все средства
госпрограммы будут направлены на приобретение, монтаж, подключение
оборудования. «Каждый ребенок получит полный комплект техники: специальный
компьютер с программным обучением, сканер, принтер, фотоаппарат и многое
другое. В зависимости от состояния здоровья ученика будет и начинка
компьютера – программное обеспечение. Средняя стоимость каждого комплекта
составляет 200 тысяч рублей. А для слабовидящих и незрячих детей стоимость
техники доходит до 600 тысяч рублей», – рассказала главный
специалист-эксперт отдела специального образования Министерства образования
РБ Любовь Еремеева. К сожалению, республика не обладает
возможностями оставить технику за ребенком навсегда – после окончания школы
ее придется отдать обратно.
Традиционно
сложилось так, что дети, получающие образование в стенах родного дома, обычно
остаются несколько обделенными. Например, у них меньше часов
общеобразовательных предметов, чем в школе. А некоторых дисциплин и вовсе
нет. «Дистанционное образование позволяет значительно увеличить число
образовательных часов в неделю. Более того, с согласия родителей и если
ученику позволяет здоровье, можно заниматься по дополнительным предметам. А
именно – дети получают возможность обучаться музыке, изобразительному
искусству, технологии. Такого никогда ранее не было», – рассказывает Любовь
Ермеева.
Правда, у этого
метода есть и недостаток: на дом к ребенку будут приходить только
преподаватели русского языка и математики. «Мне кажется, что этот метод не
подходит для маленьких детей. В начальной школе особенно важно установить контакт
с ребенком, увлечь его наукой. Здесь очень большую роль играет учитель, таким
детям постоянно требуется внимание», – считает учитель начальных
классов уфимской школы №156 Юлия Чудинова. В подтверждение своих
слов о недопустимости изоляции маленького ребенка она рассказывает историю.
«Я знаю семью,
где у мальчика проблемы с ростом. Он совсем маленький и едва достает своим
сверстникам по пояс. Но при этом ни он, ни его одноклассники не испытывают
дискомфорта в общении, дружат между собой, он обычный подросток. А все дело в
том, что в начальной школе правильно вели себя учителя и родители, не
подчеркивали физической разницы между детьми, не изолировали его», –
резюмирует Юлия Владимировна.
Как раз второй
проект, реализуемый в республике, направлен на инклюзивное (то есть
равнодоступное образование для всех детей, независимо от состояния их
здоровья). В двух уфимских школах дети с ограниченными возможностями будут
обучаться с обычными ребятами. Проект реализуется в рамках федеральной
целевой программы «Доступная среда» на 2011–2015 годы и в качестве
эксперимента проходит в 36 регионах России.
В Уфе для этого
выбраны средние школы №7 и №87. Чтобы дети-инвалиды могли свободно
передвигаться по школам, там будет проведена большая реконструкция. Для этого
требуется более 4,4 миллиона рублей бюджетных денег. Пока не известно, успеют
ли завершить ремонт к 1 сентября, но работы уже начались.
Одна из главных
составляющих проекта заключается в социализации ребенка. «На мой взгляд,
неправильно отделять инвалидов от общества. – поделился своим мнением четырехкратный
паралимпийский чемпион Ирек Зарипов, который сейчас баллотируется в
Госдуму и выступает за социальную адаптацию людей с ограниченными
возможностями здоровья. – Нужно, чтобы ребенок постоянно общался с другими людьми,
это очень важно для развития. Если здоровье все-таки позволяет ребенку
посещать занятия в школе, то родители должны помочь ему в этом, а не запирать
в четырех стенах. С другой стороны, несколько лет назад инвалиды не имели
возможности обучаться и дистанционно».
«Мне кажется,
нужно разумно применять оба подхода в зависимости от состояния ребенка», –
подытожил чемпион.
http://ufa1.ru
|