Услуги воздушного транспорта в нашей стране должны быть доступных для всех пассажиров. И речь не только о ценах на билеты. Российская гражданская авиация должна стать привлекательной для людей с ограниченными возможностями. К сожалению, в начале второго десятилетия 21 века подавляющее большинство отечественных аэропортов по-прежнему малопригодны для использования маломобильными пассажирами. Тем не менее в сфере создания безбарьерной среды наблюдаются положительные и ощутимые сдвиги. Передовики по созданию соответствующих условий для людей с ограниченными возможностями - аэропорты Московского авиационного узла. Пример для подражания - аэропорт Внуково. А именно новый пассажирский терминал "А", первый пусковой комплекс которого был открыт в ноябре 2010 г. Решения по созданию безбарьерной среды были заложены в него еще при проектировании. Одновременно с его открытием в аэропорту создали Группу по обслуживанию маломобильных пассажиров. В 2011 г. она помогла свыше 7,1 тыс пасс. с ограниченными возможностями. По словам руководителя Группы Анастасии Галицкой сегодня в ней работает 22 человека, прошедшие строгий отбор по результатам обучения. Задача группы - создание максимально комфортных условий для малобильных людей от их встречи в аэропорту до проводов на борт воздушного судна (ВС). Работа группы дополняется созданной в Терминале "А" инфраструктурой. Он оборудован пандусами, закупаются инвалидные коляски повышенной грузоподъемности, устанавливаются видефоны, индукционные панели и пр. В аэропорту есть два амбулифта, необходимые для комфортного перемещения людей с ограниченными возможности на/с ВС. Вскоре сотрудники Группы начнут эксплуатацию ступенькохода, способного самостоятельно "шагать" по лестницам в терминале или по трапу самолета. фото
Внуково начало работать над безбарьерной средой по собственной инициативе. Учитывая, что ее создание практически невозможно без экспертных консультаций, 6 марта текущего года аэропорт подписал соглашение о сотрудничестве со Всероссийским обществом инвалидов (ВОИ). В ближайшее время во Внуково будет внедрен стандарт качества обслуживания авиапассажиров с инвалидностью на основе Стандарта, принятого ВОИ. Его председатель Александр Ломакин-Румянцев уже сейчас отмечает успехи аэропорта в создании безбарьерной среды. По его словам Внуково - хороший пример для регионов, где в подавляющем случае наблюдается абсолютно обратные примеры.
По словам генерального директора ОАО "Аэропорт Внуково" Василия Александрова, основная причина отсутствия необходимой инфраструктуры в региональных аэропортах - бедность. Например, стоимость одного амбулифта составляет 234 тыс. евро. Во-вторых, большинство терминалов отечественных аэропортов были введены в строй еще в то время, когда проблем инвалидов старались не замечать. Сегодня модернизировать здания с учетом потребностей малоподвижных пассажиров практически не возможно. Там же, где необходимая техника всё-таки есть, срабатывает менталитет и неуважительное отношение к проблемам инвалидов. "Как-то я прилетел в аэропорт Сочи после 18.00. Амбулифт не подали, так как закончился рабочий день", - вспоминает заместитель председателя ВОИ Олег Рысев.
Порой помощью людям с ограниченными возможностями в аэропортах занимаются некомпетентные люди. "При прилете в Толмачево за мной в салон самолета пришли четыре человека с мягкими носилками, что не допустимо", - говорит Ломакин-Румянцев.
Тем не менее, определенные подвижки в улучшении качества обслуживания людей с ограниченными физическими возможностями налицо. Основные стимулы к изменению - Параолимпийские Игры 2014 г. в Сочи, а также рекомендации международных авиационных организаций. Ведущие российские авиакомпании и крупнейшие аэропорты страны, работающие в первую очередь на внешнем рынке, уже могут похвастаться достижениями в работе с малоподвижными людьми: повсеместно внедряются стандарты качества обслуживания лиц с ограниченными возможностями, закупается соответствующее оборудование, обучается персонал и пр. В мае 2010 г. Международная организация гражданской авиации (ICAO) приняла рекомендации "Подготовка персонала для обслуживания пассажиров с инвалидностью". И Россия как член ICАО не в праве ее игнорировать.
Остается надеется, что под давлением международных отраслевых и общественных организаций, опираясь на опыт лидеров отечественного воздушного транспорта, уровень обслуживания маломобильных людей в региональных аэропортах уже в обозримом будущем приобретет адекватные черты.