Дети с ограниченными
возможностями здоровья выгодны обществу - доклад UNISEF
|
|
|
В преддверии Международного дня защиты детей Детский
фонд ООН ЮНИСЕФ (United Nations Children's Fund) опубликовал ежегодный доклад
"Положение детей в мире, 2013 год”, в котором говорится о существующих в
обществе проблемах детей с ограниченными возможностями и путях их решения.
Такие дети сами по себе не являются проблемой, они имеют такой же
потенциал и желание полноценной жизни, как и другие дети в обществе,
подчеркивается в докладе. Проблема кроется в самом обществе, в его
отношении к детям с ОВЗ, как к пассивным получателям помощи и объектам
защиты.
Общество должно перейти от подобного отношения к
интеграции и инклюзии. Это не только активизировало бы развитие
способностей и возможностей детей с инвалидностью, но и расширило бы
горизонты для всех членов общества: от этого выиграли бы только все. Например,
говорится в докладе, "наличие в школах пандусов и широких дверных проемов может
увеличить доступ и повысить безопасность всех детей, учителей, родителей и
посетителей, а не только тех, кто пользуется креслами-каталками”.
Многие дети с инвалидностью невидимы для общества и
изолированы от него с первых же дней жизни, когда их рождение не
регистрируется. Тем самым они лишаются шансов на выживание и последующую жизнь.
«Чтобы добиться учета интересов детей-инвалидов, необходимо обеспечить учет
самих этих детей: при рождении, в школе и в жизни», – говорит Исполнительный
директор ЮНИСЕФ Энтони Лейк.
Достоверных данных о том, сколько детей страдает от
инвалидности и в какой форме, практически нет, в силу чего многие государства
не могут правильно распределить средства на оказание поддержки
детям-инвалидам. Улучшение сбора и анализа данных о детях с ОВЗ
поможет тому, что этих детей станут замечать, поможет преодолеть дискриминацию
по признаку инвалидности, а также целевому распределению ресурсов для их помощи
и поддержки.
Дети с инвалидностью часто бывают лишены права
на образование, а, значит, и возможности найти выгодную работу и быть значимым
для общества. По данным обследования, приведенным в докладе, "дети с
функциональными нарушениями в возрасте 6–17 лет имеют гораздо меньше
шансов быть принятыми в школу, чем их сверстники, не имеющие таких нарушений”.
Дети с ОВЗ, как правило, обучаются в специальных школах. В докладе ЮНИСЕФ
говорится о необходимости предоставления всем учащимся значительных
возможностей для получения знаний в рамках системы общеобразовательных школ,
что требует специального приспособления помещений, новой учебной
программы, ориентированной на конкретного ребенка. И, прежде всего- готовности
учителей учить всех детей. Специалистов для обучения детей с инвалидностью
крайне мало, и это еще одна проблема, обозначенная в докладе.
"Каждый дополнительный год обучения в школе
увеличивает потенциальный доход человека не менее чем на 10 процентов”, -
говорится в докладе. Это означает, что инвестиции в образование детей с
функциональными нарушениями могут помочь эффективности их дальнейшей работы в
обществе. Если министерства образования возьмут на себя ответственность
за всех детей школьного возраста, тогда инклюзивное образование станет
действительно реальностью, утверждается в докладе.
Вместе с тем в докладе отмечается некоторый прогресс в
области интеграции детей с ОВЗ в жизнь общества. Авторы доклада предлагают
программу дальнейших действий:
- в области поддержки семей - компенсировать
временные и физические затраты на уход за детьми с ОВЗ с помощью социальных
субсидий, а также адаптировать существующие программы денежных переводов;
- в области услуг по поддержке ребенка предлагается
координация программы раннего вмешательства между секторами здравоохранения,
образования и социального обеспечения. Предлагается также принять меры,
направленные на борьбу с дискриминацией со стороны широкой общественности,
национального руководства и поставщиков услуг в сфере образования и
здравоохранения..
- привлечение детей с ОВЗ к принятию решений. Мнения
детей с функциональной ограниченностью должны учитываться при разработке и
осуществлении законов и политических мер, затрагивающих интересы детей;
- международным учреждением, донорам и партнерам
предлагается добиваться того, чтобы оказываемая ими помощь
соответствовала Конвенции о правах ребенка и Конвенции о правах
инвалидов, содействовала выполнению согласованной программы глобальных
исследований по вопросам инвалидности для получения данных мониторинга, которые
лягут в основу планирования и выделения ресурсов.
"Решающим свидетельством того, что глобальные и
национальные усилия будут реализованы на местном уровне, должна стать
проверка того, пользуется ли каждый ребенок с ограниченными возможностями
своими правами, включая доступ к услугам, поддержке и возможностям, наравне с
другими детьми даже в самой отдаленной местности и в самых неблагоприятных
обстоятельствах”, - говорится п программе дальнейших действий.
"Путь вперед будет трудным. Но дети не согласны
испытывать дополнительные ограничения. Не должны быть согласны и мы”, -
заключает Энтони Лейк.
Источник: pedsovet.org
http://www.dislife.ru/news/theme/24624
|