Дети-инвалиды
сядут за парты
Программа
обучения детей-инвалидов в общих детских садах и школах буксует в регионах. К
такому выводу пришли участники парламентских слушаний, прошедших недавно в
Госдуме. По их мнению, чиновникам и представителям системы образования просто
не хватает опыта. Решить эту проблему депутаты решили путем тиражирования
наработок московских школ, где дети-инвалиды уже не первый год учатся вместе с
обычными детьми.
Парламентские слушания помогли депутатам выявить существующие проблемы. Одна из
них заключается в недостаточном опыте регионов в этой сфере. Председатель
комитета по образованию Александр Дегтярев рассказал о том, что только в Москве
была реализована и уже действует на протяжении ряда лет полноценная, хорошо
выстроенная система инклюзивного образования. «Особенность московского опыта
заключается в том, что процесс социализации этих людей выстроен таким образом,
что, начиная от школы и заканчивая высшим учебным заведением, они участвуют в
этом процессе», – сказал РИА «Новости» представитель комитета.
По его словам, в ходе парламентских слушаний была организована поездка по
учебным образовательным центрам страны, и представители подавляющего числа
регионов подтвердили, что у них нет ничего подобного.
«В связи с этим мы намерены эту работу тиражировать. Уже сделаны
соответствующие рекомендации, и, надеюсь, департамент образования Москвы
сделает московскую площадку тем пилотным проектом, который мы намерены
рекомендовать Министерству образования поддержать в финансовом плане. Это,
конечно, будет уже осенью», – сообщил Дегтярев.
Для того чтобы наладить механизм обучения детей-инвалидов в общих школах,
чиновникам предстоит решить много нюансов. Ведь в России до сих пор не создано качественной
сопровождающей службы, а это значит, что нагрузка по уходу за больным ребенком
ляжет на учителя. Сейчас дети с ограниченными возможностями обучаются в
основном на дому либо в специализированных коррекционных школах. Различные
опросы общественного мнения показывают, что большинство родителей и вовсе не в
восторге от того, что их чада будут учиться вместе с инвалидами.
Тем не менее практикующий психолог Юлия Летягина уверена, что дети с
ограниченными возможностями должны посещать именно общую школу. «От этого
выигрывают все, – говорит она. – Ребенок-инвалид лучше социализируется потом в
обществе, а здоровые дети могут у него научиться умению выживать и радоваться
жизни. Инвалиды показывают пример, что даже с ограниченными возможностями можно
достигнуть какого-то успеха. Конечно, речь идет о детях-инвалидах с сохраненным
интеллектом. У меня были случаи, когда дети с ДЦП учились в общей школе, и
никаких проблем там не было, его не дразнили, не обижали, он там не чувствовал
себя ущербным. Но для этого должна быть грамотная подготовка учителей, детей и
родителей».
Такого же мнения придерживается и представитель общественной организации «Луч
надежды» Вячеслав Шуховцев: «К сожалению, общество еще не готово к тому, чтобы
принять инвалидов, особенно имеющих внешние недостатки. Это сознание нужно
менять, ведь мы все ходим под Богом, сегодня ты здоровый, а завтра какое-нибудь
ДТП, и ты в инвалидном кресле. А дети и вовсе не виноваты в том, что такими
родились».
Законопроект об инклюзивном образовании депутаты Госдумы намерены рассмотреть
уже этой осенью.
http://invahelp.ucoz.ru/news/deti_invalidy_sjadut_za_party/2012-06-09-1063
|