Являются ли термины
"инвалидность" и "инвалиды", определенных в Конвенции?
Конвенция не содержит определения понятия
"инвалидность" или "инвалиды", как такового. Тем не менее,
элементы преамбулы и статьи 1 служить ориентиром для уточнения применения
Конвенции.
• "инвалидность" - В преамбуле
признается, что "инвалидность развивается как концепция и что инвалидность
является результатом взаимодействия между людьми с нарушениями и поведенческими
и экологическими барьерами, которые препятствуют их полному и эффективному
участию в жизни общества наравне с другими".
• "инвалиды" - Статья 1 гласит, что
"К лицам с ограниченными возможностями относятся те, которые имеют
длительные физические, психические, интеллектуальные или сенсорные нарушения,
которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и
эффективному участию в жизни общества наравне с другими ".
Некоторые элементы этих положений, выделяются
особо. Во-первых, это признание того, что "инвалидность" является
развивающейся концепцией в результате поведенческих и экологических барьеров,
препятствующих участию инвалидов в жизни общества. Таким образом, понятие
"инвалидность" не является фиксированным и может изменяться, в
зависимости от сложившейся обстановки со стороны общества и по отношению к
обществу.
Во-вторых, инвалидность не считается
заболеванием, но рассматривается, скорее всего, как результат взаимодействия
между негативным отношением или отторжением из окружающей среды состояния
конкретных лиц. Отношение к демонтажу экологических барьеров - в отличие от
лечения лиц с ограниченными возможностями, эти лица могут участвовать в
качестве активных членов общества и использовать весь спектр своих прав.
Третье, Конвенция не ограничивается освещением
проблемы конкретных лиц, а, скорее, Конвенция определяет лиц, имеющих
долгосрочные физические, психические, интеллектуальные и сенсорные недостатки в
качестве бенефициаров, в соответствии с Конвенцией. Ссылкой на
"инвалидность" заверяется, что не нужно ограничивать применение
Конвенции и государства-участники могут также обеспечивать защиту для других,
например, людей с краткосрочной инвалидностью.
Какие конкретные права инвалидов оговорены в
Конвенции?
Конвенция подтверждает, что инвалиды
пользуются такими же правами человека, как все члены общества. Конкретными
правами, признанными в Конвенции, являются:
• равенство перед законом без дискриминации
• право на жизнь, свободу и безопасность
личности
• равноправие перед законом и правовых
возможностей
• свобода от пыток
• свобода от эксплуатации, насилия и
надругательства
• право соблюдать физическую и психическую
неприкосновенность
• свободу передвижения и гражданство
• право на жизнь в общине
• свобода выражения мнений и убеждений
• уважение к частной жизни
• уважение дома и семьи
• право на образование
• право на охрану здоровья
• право на труд
• право на достаточный жизненный уровень
• право на участие в политической и
общественной жизни
• право на участие в культурной жизни
Каковы обязательства
государств-участников Конвенции?
Конвенция определяет общие и конкретные
обязательства государств-участников в отношении прав инвалидов. С точки зрения
общих обязательств, государства должны:
• принять законодательные и административные
меры, направленные на поощрение прав инвалидов;
• принимать законодательные и иные меры для
ликвидации дискриминации;
• защиту и поощрение прав инвалидов в рамках
всех стратегий и программ;
• остановить любую практику в отношении
нарушения прав людей с инвалидностью;
• обеспечить, чтобы государственный сектор
уважал права людей с инвалидностью;
• обеспечить, чтобы частный сектор и отдельных
лица уважали права инвалидов;
• проведение исследований и разработку
доступных товаров, услуг и технологий для инвалидов и поощрять других к
проведению таких исследований;
• обеспечить доступ к информации о
вспомогательных технологиях для инвалидов;
• содействие профессиональной подготовке по
вопросам прав по Конвенции для специалистов и сотрудников, которые работают с
инвалидами;
• консультации и участие инвалидов в
разработке и осуществлении законодательства и политики, а также в процессах
принятия решений, затрагивающих их интересы.
Как контролируется выполнение положений
Конвенции?
Конвенция требует контроля как на национальном,
так и на международном уровне. Конвенция требует от государств, в соответствии
с их правовой и административной системой, поддержки, укрепления, защиты и
контроля выполнения конвенции.
На международном уровне Конвенцией учреждается
Комитет по правам инвалидов, который выполняет функции рассмотрения
периодических докладов государств о мерах, принятых ими для осуществления
Конвенции. Кроме того, Комитет имеет полномочия для рассмотрения индивидуальных
сообщений и проведения расследования в отношении тех государств, которые
ратифицировали Факультативный протокол.
Что такое национальные
механизмы для поощрения, защиты и наблюдения за осуществлением Конвенции?
Понятие национальной основы для поощрения,
защиты и мониторинга Конвенции является относительно открытым. Конвенция
признает, что такие структуры могут отличаться от страны к стране, позволяя
гибко устанавливать рамки, в соответствии с каждой государственно-правовой и
административной системой. Однако Конвенция также предусматривает, что любой орган
должны быть независимыми. Как правило, национальные рамки будут включать, по
крайней мере, некоторые формы создания независимого национального института по
правам человека, таких, как комиссии по правам человека или омбудсмена. Тем не
менее, база может содержать другие элементы, например, суды.
Что такое Комитет по правам инвалидов?
Комитет по правам инвалидов является органом,
где независимым экспертам поручен обзор выполнения государствами положений
Конвенции. Эти эксперты будут выступать в личном качестве. Вначале Комитет
включает двенадцать независимых экспертов, их количество будет расти до 18
членов после еще 60 ратификаций или присоединений к Конвенции,.
Государства-участники будут выбирать экспертов на основе их компетентности и
опыта в области прав человека и инвалидности, а также принимая во внимание
справедливое географическое представительство, представительство различных форм
цивилизации и правовых систем, гендерного баланса и участия
экспертов-инвалидов.
Комитет рассматривает периодические доклады,
подготовленные государствами, о шагах, предпринятых ими для осуществления
Конвенции. Для государств, являющихся участниками Факультативного протокола,
Комитет также имеет полномочия принимать жалобы от отдельных лиц о
предполагаемых нарушениях их прав и проведения расследований в случае грубых
или систематических нарушений Конвенции.
Что такое Конференции государств-участников?
Конвенция также устанавливает конференции
государств-участников, которые регулярно проводит заседания с целью рассмотрения
вопросов, связанных с осуществлением Конвенции. Конвенция оставляет открытой
точный характер роли Конференции государств-участников, хотя в их обязанности
входит избрание членов Комитета по правам инвалидов и обсуждение и принятие
предложенных поправок к Конвенции.
Что такое периодическая отчетность?
Каждое государство-участник Конвенции, должно
представить в Комитет по правам инвалидов первоначальный всеобъемлющий доклад о
мерах, принимаемых для осуществления Конвенции. Каждое государство должно
представить свой первоначальный доклад в течение двух лет после вступления
Конвенции в силу для этого государства. Первоначальный доклад должен:
• установить конституционные, правовые и
административные рамки для осуществления Конвенции;
• объяснить политику и программы, принятые в
целях осуществления каждого из положений Конвенции;
• выявлять прогресс, достигнутый в реализации
прав людей с инвалидностью в результате ратификации и реализации Конвенции.
Каждое государство должно представлять
последующие доклады не реже одного раза в четыре года или в тех случаях, когда
Комитет просит, один раз в год. Последующие доклады должны:
• ответить на вопросы и другие вопросы,
освещенные в Комитете в своих заключительных замечаниях к предыдущим докладам;
• указывают на прогресс, достигнутый в
реализации прав людей с инвалидностью в течение отчетного периода;
• выделить какие-либо препятствия, с которыми
правительство и другие субъекты власти, возможно, сталкивались в ходе
осуществления Конвенции за отчетный период.
Есть ли возможность подать жалобу в Комитет,
если права были нарушены?
Да. Факультативный протокол к Конвенции
устанавливает процедуры индивидуальных сообщений, что позволяет отдельным лицам
и группам лиц государств-участников Протокола обратиться с жалобой в Комитет по
правам инвалидов, если государство нарушило одно из своих обязательств по
Конвенции. Жалоба определяется как "сообщение". Комитет рассматривает
жалобы и замечания государства и на этой основе формулирует свои соображения и
рекомендации, если таковые имеются, направляет их к государству, и делает их
достоянием общественности.
Может ли комитет проводить расследования?
Да. Факультативный протокол устанавливает
процедуру расследования. Если Комитет получает достоверную информацию,
свидетельствующую о серьезных или систематических нарушениях
государством-участником Факультативного протокола какого-либо из положений
Конвенции, Комитет может предложить государству рекомендации в вопросах
реагирования на такую информацию. После рассмотрения замечаний
государства-участника и любой другой достоверной информации, Комитет может
назначить одного или нескольких своих членов для проведения расследования и
создать доклад в срочном порядке. Если государство согласится, то Комитет,
возможно, посетит страны. После проведения расследования Комитет препровождает
свои выводы государству, которое должно через шесть месяцев представить
дополнительные замечания. Комитет кратко излагает свои выводы, которые он
предоставляет общественности. Государство, ратифицировавшее Факультативный
протокол, может "отказаться" от процедуры расследования.
Какова роль гражданского общества в процессе
мониторинга?
Гражданское общество играет
важную роль в процессе мониторинга как на национальном, так и на международном
уровне. Что касается национального мониторинга, в Конвенции прямо говорится о
том, что гражданское общество, в частности инвалиды и представляющие их
организации, должны быть вовлечены и в полной мере участвовать в мониторинге
процесса (см. статью Конвенции 33,3). В
отношении международного контроля, государствам-участникам предлагается должным
образом учитывать консалтинг и активное участие инвалидов и представляющих их
организаций, при назначении экспертов для договорных органов (см. статью
Конвенции 34,3). Кроме того, опыт других
международных договорных органов по правам человека подчеркивает важную роль,
которую....
http://www.dislife.ru/flow/theme/1005
|