Борьба за протезы: в выигрыше должны быть
инвалиды
|
|
|
С
начала 90-х годов прошлого века в Татарстане при поддержке высшего руководства
республики появилась одна из самых современных в России моделей обеспечения
инвалидов протезами и протезно-ортопедическими изделиями. Человек с
ограниченными физическими возможностями мог заказать необходимый ему протез по
выбору на одном из специализированных предприятий. Но в этом году была введена
автоматизированная система прикрепления инвалидов к тому или иному
протезно-ортопедическому предприятию. Эта система лишила людей выбора.
Почему не учитывают мнение инвалидов
К чему может
привести сложившаяся ситуация, рассказывает директор протезно-ортопедического
предприятия «РИН» Владимир Суворов:
- По
установленному порядку для получения протеза инвалида направляли на то или иное
протезное предприятие. Их у нас в Татарстане было четыре: одно государственное
и три негосударственных. Недавно появилась еще одна негосударственная фирма.
Раньше мнение инвалида о том, где ему протезироваться, учитывалось. А сейчас
автоматическая система распределяет заказы между предприятиями по результатам
аукционов: у кого больше объемы выигранных контрактов - у того больше клиентов.
Это чисто формальный подход.
Новое предприятие
на аукционах резко снизило цены на изделия и выиграло большую долю контрактов.
Хотя на время проведения аукционов там не было ни специалистов, ни
разрешительных документов для производства протезов. В итоге к предприятию,
выигравшему аукцион, прикрепляют большинство инвалидов. Людей просто ставят
перед фактом, что сейчас они будут протезироваться в другом месте. Это
нарушение прав потребителей.
К тому же за годы
работы у каждого предприятия сформировался свой контингент. Протезист - как
личный врач: он ведет человека много лет, порой с детства. Знает историю
болезни пациента и все его особенности. А теперь инвалид по решению
автоматической системы вынужден идти к другому специалисту, на другое
предприятие.
- Сколько
стоят протезы?
- Стоимость
протезов зависит от комплектующих деталей, а их цена может различаться на
порядок. Класс комплектующих связан с уровнем двигательной активности инвалида.
Для каждого уровня активности существуют современные модули, и цена самого
простого, для 1-го уровня, и самого навороченного, для 4-го уровня активности,
может различаться более чем в сто раз. Например, есть коленные модули за 17
тыс. рублей, а есть за 1,5 миллиона. Средняя конкурсная стоимость протеза
голени 60 - 150 тыс. рублей, протеза бедра - 80 - 350 тыс. А где инвалиду взять
такую сумму - обратиться за кредитом в банк? Но какой банк выдаст столь
солидный кредит человеку, живущему на пенсию по инвалидности? Если же кредит он
все-таки получит и эту сумму ему компенсируют, банковские проценты по кредиту
никто компенсировать не будет.
Решение
проблемы - ваучер
Прокомментировать
ситуацию «КВ» попросили замминистра труда, занятости и соцзащиты РТ Наталью
Бутаеву:
- В системе
проведения тендера на производство и поставку техсредств реабилитации за
последние годы ничего не изменилось. Тендер объявляется в течение года
несколько раз. В нем могут участвовать любые фирмы, которые имеют лицензию на
изготовление и поставку ТСР. Этот порядок определен постановлением
правительства РФ №240 от 7.04.2008 года.
По закону у
инвалида нет права выбора поставщика. Его выбирает государство по результатам
тендера. Фирма, которая предложит более выгодные условия, выигрывает конкурс и
осуществляет обеспечение протезами и другими средствами реабилитации. Главное
условие - протез должен соответствовать всем требованиям ГОСТа. В этом году мы
объявляли конкурс на обеспечение 1800 протезами нижних конечностей разной
сложности.
- Что делать,
если качество протеза не устраивает?
- В этом случае не
надо подписывать акт приема-передачи изделия. Акт разрабатывался юристами, там
учтены все нюансы. Если возникли претензии, направляйте жалобу в Министерство
труда, занятости и соцзащиты РТ. У нас есть комиссия, которая будет разбираться
в каждом конкретном случае. Жалобы на качество изделий, которые выпускает новое
предприятие, к нам не поступали. Если человека по какой-то причине не
устраивает конкретная фирма, он может приобрести необходимое изделие за свой
счет там, где считает нужным. Мы компенсируем эти затраты по цене, которая была
определена по конкурсу.
- А через
какой срок министерство компенсирует инвалиду затраты?
- По закону оплата
происходит в течение 30 дней с того момента, как принято решение о выплате
компенсации. Оно принимается на основании заявления гражданина, рекомендаций в
индивидуальной программе реабилитации и расходных документов. Выплата
компенсации производится без задержек.
- Протезы
стоят недешево, не у каждого инвалида найдется такая сумма...
- Поэтому мы
считаем, что система обеспечения техническими средствами реабилитации должна быть
ваучерной. Если человеку необходим, например, определенный протез, он получает
ваучер на сумму средней стоимости такого протеза. С ним можно пойти на любое
предприятие, имеющее соответствующую лицензию, и приобрести протез там. А потом
само предприятие предъявит этот ваучер нам, и мы его оплатим. Так для всех
гораздо проще и легче.
- Почему такую
ясную и понятную систему нельзя ввести уже сегодня?
- У нас как у
регионального министерства нет полномочий определять эти правила. Их определяют
на федеральном уровне. Есть надежда, что в ближайшем будущем изменения к
лучшему в этой системе произойдут. Министерство труда и соцзащиты РФ активно
взялось за редактирование всех социальных законов и собирает предложения от
регионов. Уже в этом году в Москве и Московской области проводят эксперимент по
обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации с помощью ваучеров.
Если эксперимент будет удачным, его распространят по всей России.
Ольга Иванычева
Источник: kazved.ru
http://www.dislife.ru/flow/theme/26702/#more
|