«Доступную
среду» для инвалидов делают без учета мнения самих инвалидов
«Развязки, которые
вы строите, парки и дворы, которые благоустраиваете, и т.д. — все это
прекрасно, но жить инвалидам-колясочникам в Москве очень тяжело. И одна из
проблем — парковка машин» — так начинается обращение инвалида 1-й группы
полковника в отставке Александра К. к Сергею Собянину.
Повод,
по которому Александр (фамилия не названа по его просьбе) обратился к врио
мэра, весьма актуален. Уже больше года в России действует федеральный закон о
ратификации Конвенции о правах людей с инвалидностью. Однако, по словам самих
инвалидов и их родственников, несмотря на многочисленные заявления властей о
создании безбарьерной среды, за последние годы жить стало отнюдь не легче. В
частности, обострилась проблема с парковочными местами: нередко в зоне с
разметкой для специальных автомобилей можно увидеть посторонние иномарки, а
инвалиды вынуждены платить за стоянку по полной.
С 2011 года была запущена программа «Доступная среда», но, по словам жены
Александра, Елены, сейчас жизнь инвалидов даже усложнилась. В 2012 году вышло
постановление правительства Москвы №636, которое лишило колясочников постоянных
парковочных мест возле дома — металлических тентов. Это создает массу неудобств
как самому инвалиду (в случае если он сам управляет автомобилем), так и члену
его семьи, который, не найдя места у подъезда, вынужден сначала помогать
инвалиду добраться до квартиры, а затем возвращаться и отвозить машину на
стоянку. Обустройство парковочных мест было возложено на префектуру, теперь
парковочное место для спецтранспорта инвалидов — это желтый знак и разметка на
асфальте. В последнее время эти знаки рисуются все чаще, но происходит это без
согласований с самими инвалидами и учета места их проживания.
«От моего подъезда до ближайшего такого знака 300 метров, —
рассказывает Александр. — Знаки поставлены для галочки, а не под конкретного
человека. Получается, что работа вроде бы ведется, а результата и, главное,
системы по созданию действительно доступной среды для инвалидов нет. Когда
возвращаемся вечером после 17–18 часов, найти место рядом с домом совсем
сложно. А кто поймет, как тяжело моей супруге везти меня эти 300 метров до подъезда».
Кроме того, маркированные парковочные места часто заняты машинами, на которых
нет опознавательного знака «инвалид», — должной работы по мониторингу ГИБДД не
проводит. Хотя по Кодексу об административных правонарушениях водитель,
устроившийся на не предназначенном ему месте, обязан заплатить штраф — в 2011
году сумма штрафа увеличилась от 200 рублей до трех–пяти тысяч. Но эта мера
сама по себе инвалидам не помогает.
В Крылатском, где живут Елена и Александр, проживают 45 инвалидов-колясочников,
всего порядка 10 тысяч таких москвичей. «Я согласен, — говорит Александр, — что
прошлый тент-укрытие портил внешний вид придомовой территории. Но существует
другой способ решения проблемы, который применяется во многих странах. Это
адресная организация постоянного парковочного места для инвалида вблизи дома и
обозначение его специальным информационным знаком. Все, что мы просим, — это
установить рядом с подъездом дорожный знак «парковка для инвалидов».
Причем в префектуре и управе им готовы помочь, но нормативных документов,
которые позволили бы это сделать, попросту не существует. «Органы
исполнительной власти должны иметь соответствующее поручение мэра. А такого
нет», — объясняет Елена.
Единственной реакцией на очередное обращение семьи пенсионеров стал внезапный
приход дворника-таджика. «Он предложил написать краской на асфальте номер нашей
машины, — вспоминает Елена. — Мы ответили, что это незаконно. Дворник сказал:
вот и я так думаю. И ушел».
После у подъезда Елены и Александра появилось желтое пятно и две белые полоски
разметки, сделанные не по ГОСТу. Пользы от этого мало — во время беседы с
корреспондентом «МК» парковочное место снова оказалось занято. На этот раз там
припарковался джип.
Подобная ситуация складывается и с парковкой в центре столицы. «Только недавно
ездили с мужем в центр, пытались припарковаться на Новом Арбате, — рассказывает
«МК» Елена. — Там много стоянок для инвалидов, но все они оказались заняты
другими машинами».
В рамках проекта по введению платной парковки внутри Бульварного кольца 10%
парковочных карманов на каждой стоянке выделяется под машины инвалидов.
Москвичи уже отметили: с 1 июля, количество разъезжающих по центру машин со
знаком «инвалид» поразительным образом увеличилось...
Комментарий эксперта
Сотрудник региональной общественной организации инвалидов «Перспектива»,
руководитель проекта «Универсальный дизайн», Мария Генделева:
— Периодически мы проводим оценки доступности среды в Москве. То и дело
встречаются недочеты, которые строителям незаметны, а для инвалидов оказываются
принципиально важны: к примеру, правильный угол наклона пандуса или ширина
наклонных полос для спуска. К этой работе просто необходимо привлекать
экспертов и самих людей с инвалидностью, иначе пользы от этих устройств не
будет. Самый распространенный стереотип в обществе, что человек с инвалидностью
не самостоятелен, ему всегда нужен сопровождающий. Это не так: люди с
инвалидностью ходят в кино, театры, на прогулки, в общем-то так же, как и все
люди, другое дело — его возможности ограничивают неудобства среды. Сейчас мы
работаем над проектом по универсальному дизайну среды. Это такой дизайн,
который учитывает особенности всех людей, в том числе удобен для мам с
колясками, для людей с инвалидностью и без».
Дарья Бурлакова
Источник: www.mk.ru
http://www.dislife.ru/flow/theme/25544/#more
|