Без права на школьные годы
Павловский детский дом-интернат вновь посетил уполномоченный при президенте
РФ по правам ребенка Павел Астахов. На этот раз волонтеры пожаловались на то,
что детей с ограниченными возможностями лишают права на образование.
В Павловском детском доме-интернате №4 не успели разрешить одни проблемы, как
появились другие, о которых начали говорить представители общественных
организаций. С очередной проверкой по этому поводу в учреждение приехал
уполномоченный при президенте РФ Павел Астахов. Омбудсмен признался, что ждал
возвращения в ДДИ №4, так как то, что он увидел в первое свое посещение не
оставило его равнодушным. За это время новому руководству действительно удалось
решить многие проблемы. «Тогда в трех из четырех корпусов текла крыша, везде
был грибок и плесень. А дети должны находиться в тепле, в здоровой атмосфере.
Но дело было даже не грибке, а в конфликтной ситуации между волонтерами и руководством
интерната, которую все-таки удалось разрешить. Важно также, что нам удалось
«вытянуть» Илюшу, чьи фотографии тогда были выложены в Интернете. Ребенок
сейчас развивается в меру своих природных возможностей», - отметил омбудсмен.
Между тем, по словам волонтеров, для здоровой атмосферы интернату еще многого
не хватает. В первую очередь многие дети не учатся.Как рассказала директор
общественной организации «Перспектива» Мария Островская, на сегодняшний день в
ДДИ №4 из 468 воспитанников обучаются только 125 человек. Не хватает помещений,
транспорта, педагогов. И даже те немногие, которым удается все-таки побывать на
занятиях, обучаются с нарушением образовательных нормативов. Уроки проходят на
территории интерната, который сегодня считается переполненным. Островская
отметила, что по этому вопросу они уже не раз обращались в комитет по
образованию Санкт-Петербурга. Волонтеры сами находили близлежащие пустующие
помещения и предлагали в них размещать школы для детей с ограниченными
возможностями. Однако никакого ответа из комитета так и не последовало. Кроме
того, волонтеры уверены, что образовательные программы, для таких детей
необходимо пересматривать, так как они требуют индивидуального подхода.
Общественников поддержал комитет по социальной политике и также направил
письмо, на основании которого комитет по образованию должен был подобрать
здание и заложить в бюджет расходы на профессиональных педагогов. Тем не менее,
двум комитетам так и не удалось договориться, письма оказались проигнорированными.
Ситуацию подтвердила и уполномоченный по правам ребенка в Петербурге Светлана
Агапитова. По ее словам, обучение детей-инвалидов - в комитете по образованию
вообще закрытая тема. Петербургские педагоги, за исключением нескольких
энтузиастов, также не спешат заниматься такими детьми. Они ссылаются на то, что
родители обычных школьников выступают категорически против того, чтобы «особые»
дети присутствовали на уроках. «В последний раз, когда я подняла эту тему, мне
было предложено создать отдельную школу для детей с ограниченными
возможностями. В Петербурге сегодня не идет и речи об их интеграции в обществе,
а наоборот говорится об изоляции», - заметила она.
В свою очередь Астахов придерживается мнения, что каждый ребенок должен
получать образование, и необучаемых детей в принципе не существует. По его
словам, вопрос открытости комитета по образованию будет подниматься. Кроме
того, он заявил, что представители общественных организаций должны войти в
состав Совета по образовательной политике. В целом же проблема будет
рассмотрена в марте 2012 года на съезде уполномоченных по правам ребенка,
который пройдет в Северной столице.
Помимо темы образования Астахов намерен обсудить вопрос разукрупнения детских
домов-интернатов. Он подчеркнул, что эта проблема актуальна не только для
Северной столицы, но и в целом для России. Омбудсмен заметил, что сегодня
обсуждаются проекты строительства интернатов на 100 человек, а уже давно пора
работать с учреждениями, предназначенными на 10-20 человек, создавать
«профессиональные семьи», в которых будут работать и медик, и психолог, и
педагог.. По такому пути уже давно пошли многие европейские страны, и Россия в
этом плане отстала от них на несколько десятков лет.
Кроме того, сегодня необязательно ориентироваться только на зарубежный опыт.
Астахов заметил, что в нашей стране также есть пусть и единичные, на зато
положительные примеры. Одним из образцовых интернатов, по его мнению, можно
считать детский дом для детей с ограниченными возможностями в небольшом городке
Аяш, расположенном в 120
километрах от Новосибирска. Руководитель этого
учреждения буквально из развалин создала дом-интернат, который фактически стал
градообразующим учреждением.
«Его воспитанники никуда не уезжают, они остаются здесь, работают и полностью
себя обеспечивают за счет сельскохозяйственной продукции. Все местные жители
работают в этом интернате и просто молятся на него. Конечно, может быть, это и
перегиб с экономической точки зрения. Но с точки зрения отношения к
воспитанникам – это вполне может быть примером», - добавил Астахов.
Он также напомнил, что в одном из интернатов в Пскове была разработана
специальная методика обучения особых детей. Сегодня она пользуется большой
популярностью и поддержана губернатором. Директор общественной организации
«Перспектива» Мария Островская согласилась, что в России действительно есть
наработанный опыт в этом плане. В Петербурге также разработан модельный проект
«Школа для каждого», позволяющий включить особых детей в образовательный
процесс, однако для его реализации общественных сил не хватает и требуется
поддержка чиновников.
Напомним, в ноябре 2010 года воспитанники Павловского интерната написали
открытое письмо премьер-министру РФ Владимиру Путину, в котором сообщили, что с
ними плохо обращаются и их плохо кормят. В начале 2011 года одна из
посетительниц детской городской больницы №2 была шокирована изможденным видом
ребенка из Павловского интерната. Женщина разослала его фото в СМИ с просьбой
вмешаться в ситуацию. Оказалось, что состояние ребенка связано с его
заболеваниями. Однако скандал привлек внимание к интернату, а ситуация там
действительна была далека от благополучной.
В Павловском интернате налаживается нормальная жизнь
Приехав с проверкой в интернат, детский омбудсмен РФ Павел Астахов обнаружил
там множество нарушений. В частности к воспитанникам не допускали волонтеров.
Уполномоченный пообещал, что в ближайшее время учреждение изменится. Вскоре
правительство Петербурга приняло решение сменить руководство дома-интерната.
В феврале этого года должность директора занял Андрей Алексеенко, а его
заместителем был назначен бывший президент общественной организации
«Подорожник» Андрей Домбровский. Тогда новые руководители пообещали в корне
изменить ситуацию в интернате.
В Павловском интернате «перезагрузили» крышу и памперсы
Первыми решениями нового руководство стало начало ремонтных работ. В частности
за достаточно короткое время удалось починить кровлю в нескольких корпусах.
Кроме того, был решен вопрос с поставками памперсов, которых в учреждение
постоянно не хватало.
Павловский интернат: перезагрузка
Новое руководство также стало плотнее и конструктивнее сотрудничать с
общественными организациями. Директор провел несколько встреч с их представителями.
Кроме того, воспитанников интерната стали чаще посещать волонтеры.
Павловский интернат поднимут на ноги медик и волонтер
Ольга Першина
http://invahelp.ucoz.ru/news/bez_prava_na_shkolnye_gody/2011-09-28-753
|