Бердск: недоступные автобусы
|
|
|
Городской суд 24 июля начнет рассматривать иск
прокуратуры к МУП «Бердское пассажирское автотранспортное предприятие» в защиту
прав инвалидов. Как сообщила помощник прокурора Бердска Юлия Золотарева, в мае
надзорный орган провел проверку соблюдения прав людей с ограниченными
возможностями на беспрепятственный доступ к объектам соцкультбыта. В ходе
проверки выявлено, что транспортные средства, принадлежащие муниципальному
автопредприятию не оборудованы специальными устройствами для проезда
инвалидов-колясочников.
- Следовательно инвалиды не имеют возможности
беспрепятственно пользоваться городским общественным транспортом, поскольку в
автобусах нет специальных устройств-подъемников, выдвигающихся площадок, —
пояснила Юлия Александровна. — Автопарк ПАТП состоит из 27 автобусов, и ни один
из них не оборудован техническими средствами, позволяющими инвалидам
самостоятельно осуществлять подъем и заезд в салон.
Прокуратура сделала вывод, что бердчане, утратившие способность передвигаться,
лишены возможности пользоваться общественным транспортом, чем нарушаются их
права, предусмотренные Конституцией и федеральным законодательством.
Прокурор Бердска Александр Власов в своем иске в интересах неопределенного
круга лиц требует от МУП БПАТП оборудовать автобусы, обслуживающие городские
маршруты, специальными устройствами для инвалидов. Срок исполнения — 1 июня
2013 года. Как отметила Юлия Золотарева, прокурор, определяя дату, учел
финансовые возможности местного дотационного бюджета.
Оправдание в виде заявлений о том, что в других городах и даже в Новосибирске
нет транспорта, удобного для проезда колясочников, прокуратура не принимает.
- Закон обязывает всех перевозчиков соблюдать интересы инвалидов, — сообщила
помощник прокурора. — Ограничений по числу оборудованных автобусов и по
количеству рейсов нет. Поэтому в иске мы требуем: оснастить все. Как будет
исполнять ПАТП, я не знаю — купит новые оборудованные автобусы или поставит
устройства на старые, если это возможно.
По официальным данным отдела социального обслуживания населения, в Бердске
проживает 7500 людей с ограниченными возможностями, около 70 из них —
колясочники. В бердском обществе инвалидов стоит на учете еще меньше человек —
всего порядка 6000 человек, из них шесть маломобильных. Общество — это
добровольная организация, пояснила ее старожил Раиса Боровцева, поэтому цифра
разнится с общегородской. Раиса Васильевна, конечно, ратует за свободный проезд
инвалидов на общественном транспорте, но говорит о принципе разумности: не
имеет смысла оснащать подъемниками все автобусы, достаточно один, который будет
ходить по графику, известному инвалидам. По мнению Раисы Боровцевой, автобусы с
устройствами для маломобильных людей не решат проблемы доступности городской
среды.
- Зачем инвалиду автобус, если он не может спуститься на коляске из своей
квартиры на пятом этаже, если не сможет проехать по городу из-за отсутствия
тротуаров или попасть в нужное помещение из-за высоких порогов или ступеней? —
спрашивает Раиса Васильевна. — Оснащение автобусов — это полумера, хотя и какой-то
шаг общества навстречу инвалидам.
Начальник транспортного обслуживания населения Бердска Екатерина Северюхина
говорит о сложностях не столько оснащения пассажирских автобусов подъемными
устройствами, сколько переделки под них существующих остановок:
- Будет ли соизмерима сумма затрат на переоснащение автобусов и реконструкцию
остановочных площадок — это большой вопрос, — считает Екатерина Алексеевна.
По ее мнению, оборудовать весь автопарк нереально и нецелесообразно, но
несколько единиц — возможно по целевым программ с участием средств федерального
и регионального бюджетов. Но эти программы идут по линии соцзащиты, как и по
сооружению пандусов в зданиях.
- Надо в рамках программы обращаться в область и говорить о том, что нам нужна
помощь, — подчеркнула Екатерина Алексеевна. — Более оптимальный вариант — это
переоснащение старых автобусов, нежели покупка новых уже с подъемниками. Ни в
каком правовом документе не сказано, что весь подвижной состав должен быть
оборудован устройствами для инвалидов. Мы говорим о доступности, что
подразумевает возможность колясочникам, как и всем гражданам, проехать на
автобусе в нужном им направлении.
Руководитель правового управления бердской администрации Мария Касса согласна с
претензиями прокуратуры, поэтому в суде не будет принципиально возражать против
иска. Но, по ее словам, Совет депутатов должен будет в дальнейшем предусмотреть
в местном бюджете средства на переоборудование муниципальных автобусов «для
реализации прав инвалидов».
- Закон действительно вменяет организации, предоставляющей пассажирские
перевозки, осуществлять беспрепятственный доступ маломобильных граждан. В этом
случае мы согласны с требованием прокурора. Другое дело, что нам нужны время и
финансирование, — пояснила Мария Петровна. — Над этим вопросом, я думаю,
поработает отдел социального обслуживания населения — в плане участия в
федеральных и областных программах.
Более 1 трлн рублей планирует потратить власть России на создание благоприятных
условий жизни инвалидов. Такова цена госпрограммы «Доступная среда»,
рассчитанной до 2015 года. Половину суммы выделяет федеральный бюджет, вторую —
регионы и инвесторы. В программу кроме реформирования медико-социальной
экспертизы, внедрения международной классификации ограничения жизнедеятельности
входит создание условий для свободного передвижения по улицам, в транспорте,
внутри зданий.
Как рассказала член бердского общества инвалидов Раиса Боровцева, с июня
бердчане с ограниченными возможностями получили возможность пользоваться
услугами социального такси. Например, инвалид может заказать машину для поездки
в Новосибирск на МСЭ или на прием к врачу. Платит за такси областной бюджет.
Однако и здесь, по словам Раисы Васильевны, скрываются подводные камни. Даже
если приедешь к доктору по записи, можно прождать час-полтора и получится, что
такси будет задействовано часа четыре с учетом дороги в оба конца. Накладно,
считает Раиса Боровцева, хотя она уверена, что инвалиды «по пустякам» стараются
никого не беспокоить.
Справка
Микроавтобус на базе ГАЗ-3221, специально
оборудованный для перевозки инвалидов стоит от 800 тыс. рублей. В «газели» есть
пять пассажирских мест, оснащенных подлокотниками, ремнями безопасности и
кнопкой связи с водителем, сало оснащен автоматическим гидроподъемником для
коляски.
Автобус на 105 пассажиров и 26 мест для сидения, оборудованный пандусом и
специальным откидным подлокотником для удобства инвалидов-колясочников, стоит
примерно 5,5 млн рублей. В прошлом году власти Пензы приобрели 10 таких машин
для городских маршрутов.
В Москве из 5400 единиц подвижного состава пассажирского автопредприятия 1200
автобусов и 300 троллейбусов полностью приспособлены для перевозки людей с
ограниченными возможностями. Вновь поступающая техника сразу адаптирована для
инвалидов. К 2015 году Мосгортранс планирует весь парк оснастить устройствами
для перевозки маломобильных людей.
Анастасия Солодкова
Источник: kurer-sreda.ru
http://www.dislife.ru/flow/theme/19851/#more
|