Зоя Скуратова
Сегодня в МГТУ им. Н. Э. Баумана учатся 218 человек
с недостатком слуха
В школах отзвенел последний звонок, и перед
вчерашними школьниками снова встает вопрос: «Какую дорогу в жизнь им выбрать,
в какой институт или университет поступить?» К сожалению, особенно сложен
этот выбор для людей с ограниченными возможностями здоровья. Хотя столичные
власти и стараются сделать все для комфортного проживания и доступности
городской среды для инвалидов, в том числе и высших учебных заведений, но до
идеала, увы, пока далеко… Например, инвалидам по слуху в большинстве случаев
доступны только те высшие учебные заведения, где есть специализированная
группа с переводчиком жестового языка.
Один из них – старейший и уникальный – это
Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана. В
Бауманке неслышащие студенты учатся с 1934 года! Спустя шестьдесят лет, в
1994 году, в университете был создан ГУИМЦ: Головной учебно-исследовательский
и методический центр профессиональной реабилитации лиц с ограниченными
возможностями здоровья (инвалидов).
В ГУИМЦ МГТУ им. Н. Э. Баумана разработан
ряд реабилитационных программ, дающих студентам с недостатком слуха
возможность получить полноценное образование и стать на рынке труда
конкурентоспособными специалистами. Но в этот знаменитый на весь мир элитный
университет нужно еще поступить. Если у абитуриентов – инвалидов по слуху
отсутствует свидетельство с результатами ЕГЭ или не хватает необходимых
предметов для зачисления в МГТУ им. Н. Э. Баумана, то нужно сдать
вступительные экзамены по физике, математике и русскому языку.
Общеизвестно, что между уровнем школьного
образования и уровнем приемных экзаменов в высшие учебные заведения
колоссальная разница, поэтому для плохослышащих школьников столицы есть
возможность посещать одногодичные или двухгодичные подготовительные курсы при
МГТУ им. Н. Э. Баумана с переводчиком жестового языка, а иногородние могут
готовиться заочно.
Кроме того, можно попасть в университет по
результатам конференции «Шаг в будущее», но это очень непростой путь. Перед
конференцией проводится предварительное тестирование по физике и математике,
и если оно зачтено, то только затем можно под руководством университетского
преподавателя писать научную работу. Ее успешная защита является всего лишь… допуском
к олимпиаде по физике. И если становишься призером олимпиады, то уже тогда
проходишь в университет без конкурса и сдачи вступительных экзаменов. Этот
путь – для умных и упорных, одним словом… После первого курса становится
ясно, где именно будут дальше учиться студенты с недостатком слуха. В
зависимости от их успеваемости, состояния здоровья и слуха, профориентации,
рекомендаций преподавателей и психолога ребята распределяются по тем кафедрам
университета, которые принимают неслышащих бауманцев.
В 2011 учебном году это кафедры: системы
обработки информации и управления (ИУ-5); информационной безопасности (ИУ-8);
компьютерной системы автоматизации производства (РК-9); материаловедения
(МТ-8); метрологии и взаимозаменяемости (МТ-4).
Отдельные, наиболее адаптированные,
слабослышащие студенты сразу переходят в общие группы первого курса на любую
выбранную кафедру, а остальные идут путем постепенной интеграции. Глухие
бауманцы посещают лекции вместе со слышащими студентами в общем потоке, а
семинары и «лабораторки» проходят в своей группе.
После третьего года обучения ребята
полностью вливаются в общие университетские группы по специальности, где
продолжают самостоятельно учиться.
В течение всего периода обучения студенты
могут воспользоваться помощью тьютора (записывателя лекций. – З. С.);
получать раздаточные материалы; посещать дополнительные, как индивидуальные,
так и групповые консультации по профильным предметам.
А про технику, или точнее – разнообразные
технические средства поддержки и реабилитации – и говорить нечего. Все в
лучших традициях фантастических или шпионских фильмов! На лекции и семинары
выдается радиокласс, представляющий собой комплект из радиоприемников для
студентов и передатчика, который надевает лектор. Специальные аудитории для
начальных курсов потрясают своим оснащением: мощные компьютеры;
мультимедийные доски, отображающие на мониторах слушателей все, что пишет
лектор; экраны, на которых крупным планом «работает» переводчик жестового
языка, и многое другое… И интересная «фишка», кажущаяся мелочью: на стенах
аудиторий висят зеркала – шпаргалками не воспользуешься, но зато можно во
всех ракурсах увидеть артикуляцию губ говорящего преподавателя. Кстати, на
мониторы компьютеров для этой же цели прикреплены маленькие зеркальца.
Всего не перечислишь, но каждая деталь,
каждая, казалось бы, «мелочь» – все продумано и учтено для одной цели:
получения глухим студентом информации в полном объеме, а значит, и знаний.
Но не все время же грызть гранит науки:
когда-то и отдохнуть надо. И вузовцы с недостатком слуха стараются не
упускать ничего: они активно участвуют в студенческой жизни университета,
наравне со всеми выступают в различных мероприятиях, отдыхают в летних
лагерях.
Например, на двух последних бауманских
студенческих конкурсах красоты «Мисс Очарование» неслышащие студентки заняли
призовые места. А на университетских футбольных турнирах студенты ГУИМЦ не
уступают другим командам.
Можно вспомнить международные школы
лидерства, международные и всероссийские научно-технические конференции, различные
выставки… И это далеко не полный перечень! Сегодня в МГТУ им. Н. Э. Баумана
учатся 218 человек с недостатком слуха, и в последние несколько лет каждый
учебный год поступает примерно сорок «козерогов»-первокурсников. Сколько их
будет в этом году? Да сколько бы их ни было – у каждого из них есть
уверенность, что они обязательно будут востребованы на рынке труда…
Газета
"Вечерняя Москва"
|