2 апреля - Всемирный день распространения
информации о проблеме аутизма
|
|
|
2 апреля –
Всемирный день информирования об аутизме. Он был учрежден ООН в 2008 году с
целью распространения информации и повышения осведомленности об этом комплексе
психических и поведенческих особенностей. О том, почему важно знать о специфике
аутистов, обозреватель «Филантропа» побеседовал с Романом Дименштейном,
председателем правления Центра лечебной педагогики (ЦЛП).
- Роман, как бы вы ответили на вопрос – зачем людей
надо информировать об аутизме?
- Если у каких-то
людей есть ярко выраженные особенности и про это никто не знает, то любое
взаимодействие остальных с ними – катастрофа. А когда человек заранее
подготовлен к особенностям другого, то можно как-то примериться, и если и не
наладить отношения с ним, то, по крайней мере, научиться друг друга не травмировать.
У аутистов есть ряд особенностей, которые могут просто испугать, если другие не
понимают, что происходит. И это, вообще-то, не только аутистов касается.
У нас, например, детей с эпилепсией в школу не берут. А на Западе всему
школьному классу просто объясняют, как себя вести с таким ребенком, если вдруг
что с ним случится. Но в этом случае проще – все поведение такого ребенка
достаточно обыкновенно, а иногда бывает вот так, и тогда надо человеку помочь.
Аутист же может быть очень необычным. А люди склонны интерпретировать необычное
поведение другого человека как недружественное по отношению к себе. И,
следовательно, опасное.
На самом деле незнание зачастую делает жизнь аутиста совершенно невозможной в
социуме. Например, если учителя не знают особенности таких ребят, для начала
они просто не могут поверить, что те что-то понимают и усваивают. Кроме того,
аутисты очень стереотипные и для того, чтобы они стали вести себя по-другому,
нужно набраться терпения и сформировать другие стереотипы, новые привычки, – а
это требует времени.
И поэтому учителю или какому-то другому человеку, когда они наблюдают
нескорректированное поведение аутиста, кажется, что он так будет вести себя
всегда. Но, если знать, как предложить ему другие способы поведения, как сформировать
постепенно новые привычки, – тогда и аутист, и контактирующий с ним обычный
человек будут спокойнее. Ребенок-аутист научится сидеть в классе, делать то же
самое, что и остальные дети, а иногда будет понимать материал даже и лучше
других.
- Для того, чтобы такой ребенок смог учиться в обычной школе,
наверно нужно довольно много усилий? И детям, и родителям необходимо объяснять,
какие у него особенности, как себя с ним вести, показывать, как с ним
взаимодействовать. Я боюсь, что простым просветительским рассказом проблемы не
решить. Должна быть система – если аутичный ребенок в классе, необходим
психолог и т.п.
- Не всегда он нужен все время. В течение какого-то времени должен быть
сопровождающий или тьютор, а потом учителю в некоторый момент становится
понятно, что сопровождающий уже и не нужен, или нужно, чтобы он изредка
заходил. И тогда такой тьютор может в школе сопровождать одновременно
нескольких детей.
- Такой опыт уже есть в России? И можно сказать, что он успешный?
- Некоторые коррекционные и вспомогательные школы этому научились. Например,
359-я школа в Армянском переулке в Москве. А вот с обычными – сложнее. Часто
называют «Ковчег», но, к сожалению, мы даже про них не можем этого с
уверенностью сказать. Ситуация, действительно, непростая. Не знаю, чем
хвастаться. Мне кажется, что шуметь про это стали несколько раньше, чем стали
это успешно делать…
- Расскажите, что делает ЦЛП. В чем он помогает аутичным детям?
- Наш центр – это большой трамплин для попадания разных ребят с особенностями в
общую образовательную систему, и аутистов у нас тоже много было всегда. А
трамплин – это такая вещь, – по ней надо разгоняться. Это система, – с ребенком
занимаются сначала индивидуально, потом вписывают его в микрогруппу, после
этого – в следующую группку, побольше. Потом уже во что-то, что похоже на
класс. И ребят вокруг него становится больше.
То есть, с одной стороны, занимаются его знаниями, с другой стороны –
социальностью. Работают с его эмоциями, чтобы он учился переносить окружающие
вещи, чтобы учился себя выражать каким-то более понятным и обычным образом.
Поэтому нужно, чтобы нарастала группа и чтобы она была взросло-детская.
Вот так мы его «разгоняем» и вместе с родителями постепенно присматриваемся,
где то место, куда он уже готов пойти. А вдруг он уже может показаться в
интегративном детском саду? А вдруг он может пойти в обычную школу. Или ему
надо сначала в коррекционную? Есть разные учреждения. Возможно, имеет смысл
сначала побыть в одном месте, а потом перейти в другое. Потому что интеграция –
это правильно выбранный маршрут, ведь интегрируем мы ребенка не в данное
конкретное учреждение, а в большой мир. И с этой точки зрения – маршрут это
стратегическая вещь.
Для любого ребенка важно, чтобы о его жизненной тропинке кто-то заботился. А
аутист без этого вообще не может. Его жизненный маршрут достаточно далеко вдаль
кто-то должен видеть, помогать ему идти по этому маршруту. Он просто сам не
может делать таких шагов. Вот в чем экстремальность его состояния. Он застывает
в некоторой поведенческой форме, и должен кто-то прийти, взять его за руку и
повести дальше.
И постепенно, по мере нарастания этих шагов, у него становится больше
внутренней свободы.
- Важно уметь это увидеть. Известна история, когда мальчик складывал все
время уточек – в ряды. И родители думали, что это просто его странность. А в
один прекрасный момент кто-то сказал маме, что он выстроил своих уточек в
последовательности Фибоначчи. И мама заметила, что все время есть
структура и она разная.
- Да, очень часто бывает именно так. Ребенок остается закрытым до тех пор пока
мы ни вникнем, ни вдумаемся в какую-то его систему. Это не значит, что он
напрочь откажется, чтобы мы его чему-то обучали. Но все равно он будет
держаться за того человека, с которым у него возможна внутренняя интенсивная
встреча. Человек, который его понимает, который может рассмеяться на его шутку
и пошутить так, что засмеется он. Но нужно и другое. Без поведенческих форм он
долгое время остается инвалидом.
Он не умеет ориентироваться на подобие, не может копировать. И получается, что
любую деятельность, любое поведение, которое вы хотите ему дать, вы должны ему
как-то придумать, как вы ему подарите или изобретете ее вместе с ним.
А в отношении внутренних человеческих вещей – это параллельная история. И там
возможны очень интересные открытия, а возможны и закрытия, к сожалению.
Например, уехал у нас ребенок за границу. И там его взяли в хороший интернат, а
наш специалист, который с ним занимался, был в этой стране и захотел
повидаться. И встретился с ним. В некоторый момент специалисты этого центра
подошли и стали с удивлением смотреть. Когда он спросил их, что их так удивило,
они сказали «А как? Разве он говорящий?» Мальчик там был довольно долго, но они
этого не знали…
- На ваших глазах был такой опыт, когда пришел ребенок и все
сложилось?
- У нас довольно большое количество детей ушли в обычные школы и как-то пошли
по жизни, растворились. Очень много хорошего мы видели. Мне нравится, что даже
для совсем не легких, тех, кто не смог вырваться в свободный полет, удалось
сделать очень важную вещь – мастерские в колледже №21. И там они не досуг
проводят, а учатся работать и себя выражать, делают прекрасные вещи. Работа –
это такая вещь, которая очень много от человека требует: надо начать,
продолжить, закончить. Довести до такого вида, который нравится тебе и другим.
А они делают вещи безусловно красивые, а часто и такие, что без комментариев
можно продавать в салонах. Им нравятся разные ремесла-искусства и они к разным
вещам тянутся. И, конечно, с очень хорошими людьми, которые с ними занимаются –
с мастерами и педагогами, эти способности выходят наружу. И оказывается, что
ребенок, который не может даже в речи себя выразить – находит такое ремесло, с
помощью которого может выразить другим себя.
И мы видим самое главное – что там есть внутри неповрежденное ядро, есть тот
свет, который одинаковый у всех людей. Но только он может быть запрятан в таких
необычных формах, у этого света может быть такая форма жизни, что хорошо бы про
это что-то понимать, для того, чтобы, встретив такого человека, – не
испугаться. Люди спотыкаются о разности друг друга. А можно как-то постепенно
научиться жить, чтобы это было не препятствием, а складывалось в некую единую
взаимодополняющую картину. Если мы увидим, как люди с синдромом Дауна, как
аутисты дополняют эту общую картину, то это будет для нас самих очень
большое развитием, большим шагом вперед.
- Очень сильное впечатление на людей, производит, например, история
Сони Шаталовой. «Филантроп» о ней рассказывал. Когда человек не говорит, но
пишет потрясающие стихи.
- Знаю Соню, она у меня в группе занималась.
Есть такого рода перевороты (восприятия). А есть и перевороты, когда глубокий
аутист вырвался в большой степени из этого, сохранив, правда какие-то
свои своеобразия. И может прямо про это говорить, рассказывать людям. Как Тэмпл
Грандин (написала книгу «Мой опыт преодаления аутизма»). А еще мы выпустили в
этой же серии книжку Ирис Юханссон («Особое детство»). Она к нам приезжала,
вела занятия. В течение длительного времени она была не говорящая. Ее отец в
Швеции отвел в деревенскую школу. И просто по-дружески уговорил учителя держать
ее в классе, хотя она ничего не говорила. И потом уже через много лет, когда
она заговорила, оказалось, что она все помнит.
Школа должна быть достаточно неформальной. В деревенской школе была более
гибкая, более мягкая среда, и девочке там нашлось место. То есть в том их
конкретном деревенском шведском мирке для нее нашлось место. И не то, чтобы
отец как-то напряженно ждал, что с ней что-то немедленно произойдет. Нет, он
просто считал, что так правильно…
К нам она приезжала квалифицированным психологом, доктором наук. Она ездит по
разным странам и ведет свою практику. Это пример того, как неговорящий аутист,
проделал удивительный жизненный путь. И, конечно, в большой степени благодаря
тому, что вокруг его понимали, старались понять.
Справка:
Аутизм часто
называют главной загадкой третьего тысячелетия, «Чумой XXI века». На
сегодняшний день в мире зарегистрировано 67 миллионов человек, страдающих
аутизмом. Еще 30 лет назад 1-2 случая аутизма приходились на 10 тысяч человек,
сейчас – 1 на 150 человек. Ученые всего мира бьют тревогу – это больше, чем
детей с диабетом, онкологией и синдромом Дауна вместе взятых.
Источник: philanthropy.ru
http://www.dislife.ru/news/theme/18194/#more
|