ПрПродолжаем тему
нелегальных финансовых взаимоотношениях между врачом и пациентом.
Социологическое исследование провели аналитики фонда «Новая Евразия» и
агентство «С-медиа» в Москве, Твери и Новосибирске. Было опрошено более 1,5
тысячи пациентов и более трех сотен врачей, а также 3 десятка
представителей страховых компаний. По данным исследования, рынок теневых
медицинских услуг в стране приближается к 18 миллиардам рублей.
Только 50% опрошенных пациентов признались, что получали медицинские услуги
в рамках страховых программ (ОМС или ДМС) и не прибегали к другим формам
оплаты. Остальные платили врачам. Официально через кассу хотя бы раз
оплачивали медицинские услуги 41% респондентов. К практике неформальных
расчетов с врачами прибегали 22% пациентов, из них 14% хотя бы один раз
платили из в рук в руки, а 8% просто дарили медикам подарки.
Доля услуг, которая оплачивалась за счет страховых программ (ОМС либо ДМС),
составила 59% от всего полученного в прошлом году объема медицинской помощи
респондентами. Остальные 41% - это услуги, которые были оплачены самими
пациентами. Из них 15% были оплачены теневым способом, а 26% - легально,
т.е. в кассу. Примечательно, что и сами медицинские работники включены в
теневой рынок, выступая в роли пациентов – более 50% медицинских работников
платят за медицинские услуги друг другу: 22% - практически всегда, а 30% -
только в том случае, если не могут получить медицинскую помощь другим
способом.
Тем временем, по признаниям медицинских работников, теневой доход
составляет 37% от их официального заработка. Исходя из того, что средняя
заработная плата медицинских работников в 2011 году была 18,5 тыс. рублей,
а общее число врачей всех специальностей и среднего медицинского персонала
– 2 268,7, объем теневого рынка составил 182 736,8 тыс. год, подсчитали
эксперты.
Интересны данные исследования, показывающие, что уровень концентрации
неформальных платежей в частных учреждениях превышает степень их концентрации
в государственных ЛПУ: 17% респондентов, обслуживающихся в частных
клиниках, считают, что здесь распространены неформальные платежи на 20-50%.
Для сравнения такую же долю распространения теневых платежей у себя в
учреждении назвали всего по 9% поликлинических и стационарных пациентов.
Что касается государственных ЛПУ, максимальный уровень коррупциогенности
присутствует в учреждениях стационарного типа, которые оказывают
специализированную помощь, включая высокотехнологичную: 37% опрошенных
врачей считают, что именно в области специализированной высокотехнологичной
помощи сконцентрирован максимальный коррупционный потенциал. Кроме того,
пациенты отметили, что чаще всего они оплачивают «из-под полы» медицинские
услуги в области онкологии, стоматологии, гинекологии и при лечении
сердечно-сосудистых заболеваний.
Почему же люди платят? Пациенты (37%) отметили, что нередко сталкиваются с
негативным отношением со стороны медучреждений: искусственным дефицитом
медицинских услуг (а это – недостаток специалистов, длительное ожидание
плановых мероприятий, шаблонность подходов), прямым отказом в бесплатном
лечении и требованием оплатить эти услуги, просьбой оплатить лечение,
которое, по их мнению, является бесплатным. Важным для пациента является
также и высокий уровень персонификации медицинской помощи в случае
неформальной оплаты. И медики, и пациенты отмечают, что «неформальные
платежи – это выживание. Обоюдное желание пациента и врача облегчить себе
жизнь», «платят для того, чтобы врач мог нормально жить, а пациент был
здоров».
Пациенты, признавая, что оплаченные ими услуги они получают, конечно,
быстрее и в более качественном исполнении, в то же время чаще медиков
высказываются за искоренение такой порочной практики. Медики признают
пользу теневых медуслуг для своего кармана и более толерантны к такой
практике, то есть, меньше заинтересованы в ее искоренении.
Исследователи поделили врачей, берущих «на лапу», на три группы: 1)
вынужденные сторонники (берут, чтобы выжить, ибо государство не
обеспечивает им достойную жизнь; 2) «рыночники» (считают, что за все надо
платить) и 3) последователи Гиппократа (считают, что следовать
предназначению можно только при отсутствии материальных ограничений). Среди
пациентов также четко обозначились три группы: 1) активные участники рынка
(считают, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих»); 2)
стимулирующие врачей благодарностью по факту успешно выполненной работы, ее
размер и формат устанавливается добровольно и 3) идеалисты (негативно
относятся к практике теневых платежей, не видя никакой пользы для себя,
поэтому выступает либо за ее легализацию, либо ликвидацию).
«Таким образом, рыночных подход в сознании медиков и пациентов получает
широкую распространённость, складывается формат отношений, когда каждый
понимает, что в итоге получает и за что платит», - говорят авторы
исследования.
Результаты исследования показали, что «теневые» платежи компенсирует
недостатки российской медицины. Пациенту приходится выживать самостоятельно
в условиях, когда ни государственная, ни частная медицина не в состоянии
удовлетворить его потребности и обеспечить требуемый уровень медицинской
помощи.
Руководитель проекта Наталия Золотовицкая отмечает, что проведённое
исследование в своем роде уникально, поскольку впервые была предпринята
попытка оценить теневой рынок комплексно и представить полную картину
сложившейся в медицине ситуации, а именно: определить масштаб
распространения этого явления, и, самое главное, понять причины, которые
моделируют переход к теневому формату отношений между врачом и пациентом.
Cейчас предпринимаются определённые шаги по минимизации рынка «теневых»
услуг, например, информационные кампании, повышающие грамотность пациентов
в отношении своих прав и возможностей в области здравоохранения, внедряются
системы автоматизации деятельности ЛПУ. Но респонденты оценивают все эти
мероприятия как бесполезные. По мнению большинства опрошенных пациентов
(53%), борьба с неформальными платежами ведется неэффективно, и только 7%
видят эффект от проводимых мероприятий. По мнению медиков, в первую очередь
минимизировать распространение практики неформальных расчетов между врачом
и пациентом возможно за счет обеспечения достойного материального
благосостояния медицинских работников.
Пациенты также на первом месте видят повышение заработной платы медикам,
хотя и в меньших масштабах (48% у пациентов против 79% у медиков), но
значительно больше внимания уделяют мерам усиления контроля, наказаниям, а
также моральным стимулам. Так, 25% опрошенных пациентов считают, что для
медиков должны быть суровые наказания вплоть до отказа в дальнейшей
медицинской деятельности, 23% пациентов выступают за усиление контроля над
работой медиков в целом, а 20% – за внедрение кодексов профессионального
поведения.
Екатерина ПИЧУГИНА
|