Новый сайт инвалидов
Зеленогорска (красноярского края)
Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 19.02.2019, 20:34



Меню сайта
Категории раздела
инвалиды и общество [436]
работа и образование [190]
параспорт [81]
интервью [277]
Historia -magistra vita [62]
История-учитель жизни(лат.)
дети-инвалиды [169]
юридическая страничка [200]
медицина,фармакология и тех.средства реабилитации [13]
соц.обслуживание [1]
безбарьерная среда [4]
Наш опрос
инклюзивное образование
Всего ответов: 72
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
WoWeb.ru - портал для веб-мастера
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » работа и образование

Место системы специального (коррекционного) образования в современной системе образования.

 

Место системы специального (коррекционного) образования в современной системе образования.

исполняющий обязанности

ГБОУ специальной (коррекционной)

общеобразовательной школы-интерната IV вида № 2

П. А. Суворов

«…каждый ребенок,  юноша и взрослый обладает как человек правом на образование, удовлетворяющее его базовые образовательные потребности в самом высоком и полном смысле этого понятия, т.е. на образование, дающее ему возможность научиться познавать, действовать, жить вместе с другими и существовать. Речь идет об образовании, направленном на раскрытие талантов и потенциала каждого человека и развитие личности обучающихся с тем, чтобы люди могли улучшать собственную жизнь и преобразовывать свои общества»

(Резолюция Всемирного форума Образование для всех: выполнение наших обязательств ЮНЕСКО (Дакар, Сенегал, 26–28 апреля 2000 г.))

Современное образование

В настоящее время Российское общество переживает переломный момент своего  развития. Такие ключевые направления, присущие постиндустриальному обществу, как медицина, наука и техника за последние 50 лет претерпели глобальные изменения, повлиявшие  на качество жизни в социуме.

Сегодня мы можем говорить о том, что доступность информации, расширение сферы услуг, значительное увеличение потребительской культуры привело общество к необходимости поиска новых форм взаимодействия Гражданина и Государства, построенных на основе  свободы выбора, вариативности личностного и культурного развития.

Каждый человек волен выбирать для себя тот индивидуальный путь и те жизненные ориентиры, которые считает правильными для себя. Однако для обеспечения равных возможностей всех граждан необходимо развитие важнейшего общественного института, который даёт  равные возможности на «старте» жизненного пути любому гражданину – системы общего образования.

Образование само по себе является той специфической областью человеческой деятельности, которая находит в себе отражение общественно-государственных отношений. Если 100 лет назад наличие образования было лишь уделом элитарных слоёв общества, то в настоящее время отсутствие общего образования является пороком общества, требующим  преодоления.

Для развития системы образования важно определение цели, которая, в свою очередь, даёт возможность выбора средств достижения этой цели. Для пояснения этой мысли обратимся к историческим фактам: если в 30-хх годах XX века перед отечественной системой образования стояла цель ликвидировать безграмотность населения, то сегодня эта цель представляется достигнутой в полной мере. Более того, в течении XX века в СССР, а позднее в России, произошло становление и развитие системы образования, включающее в себя общее, среднее специальное и высшее образование.

Система образования всегда является отражением определённой модели общественно-экономической формации государства. Поэтому переход государства от административно-командной модели развития к рыночной не мог пройти для системы образования бесследно.

Новое время диктует новые требования к развитию всех социальных государственных институтов. Если в советский период требовалась гомогенность системы образования, нацеленность на полную внутреннюю самодостаточность, то в современной России система образования подверглась значительным изменениям, обусловленным в первую очередь влиянием зарубежной модели образования. Процессы глобализации и интеграции общественно-экономических межгосударственных связей  фактически до неузнаваемости  изменили прежнюю модель советского образования.

В настоящее время мы становимся свидетелями появления множества новых профессий и смежных специальностей. От выпускников школ ждут  осмысленного профессионального выбора. Однако технический прогресс развивается такими темпами,  что у самих  выпускников школ часто возникают затруднения с выбором профессии. Кроме того, получение профессии перестало быть самоцелью и при утрате интереса или общественной потребности к той или иной профессии можно пройти переподготовку по смежному направлению. Несмотря на необходимость глубокого освоения новых очень сложных наук и профессиональных направлений, современный выпускник школы должен очень гибко подходить к вопросу получения профессии.

Ранее, при наличии профессионального распределения,  выпускникам ВУЗов было гарантировано трудоустройство. В настоящее время выпускники ВУЗов получили полную свободу в выборе места работы. Однако теперь  они ограничены достаточно узкими потребностями кадрового рынка и конкурентоспособностью освоенных профессиональных навыков.

Таким образом, на смену таким традиционным для советской системы образования ценностям  как стабильность в выборе профессии и гарантия трудоустройства, современная система общего образования должна производить и воспитывать гибких в профессиональном отношении, технически грамотных абитуриентов, способных разобраться в актуальных потребностях рынка для получения конкурентоспособных профессиональных навыков.

Для достижения этой цели необходима организация многопрофильного обучения, что делает необходимым обозначить школьникам образовательные ориентиры, востребованные ими для последующей профессиональной ориентации. Речь идёт не только о предметах в рамках изучения общеобразовательной программы, но и об обучении  дополнительным направлениям в различных сферах человеческой деятельности: естественнонаучной и гуманитарной, сферах искусства и культуры, техники и программировании, и в других направлениях.

Современное образование и дети с ограниченными возможностями здоровья

Современные достижения медицины сделали возможным лечение таких экзогенных и эндогенных расстройств, которые в настоящее время привели к значительному снижению детской смертности. Вместе с тем, многие вредные факторы внутриутробного развития, и особенно пороки развития на первом году жизни часто становятся причиной инвалидности   детей. С повышением количества детей-инвалидов связана проблема их обучения с учетом их запросов и их индивидуальных особенностей.

В настоящее время идут оживлённые споры по проблеме возможных способов  получения полноценного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Пути решения этой проблемы различны. В зарубежной  педагогической практике, например,  в развитых странах Западной Европы и США, сложилась традиция включения (инклюзии) детей с ограниченными возможностями здоровья в общество здоровых детей. В основе этой идеи лежат представления о дефекте как о социальном явлении, поэтому для преодоления подобного дефекта  своеобразное «лечение»   инвалидности видится  через нормализацию социальных отношений, в первую очередь через  развитие коммуникативных навыков.

Такой подход интересен с точки зрения налаживания социальных связей с окружающими, и приобретением детьми с ограниченными возможностями здоровья  ценных навыков  коммуникативных отношений с окружающими.

Тем не менее, данный подход в основном нормализует лишь коммуникативную составляющую процесса обучения. Стоит обратить внимание на то, что сам процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья требует особенного  подхода.

В отечественной дефектологии  этот подход базируется на представлении об актуальной ведущей деятельности ребёнка на различных стадиях развития. Он ориентируется на поиск оптимальных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с нозологической составляющей дефекта. Основываясь на представлении поиска наиболее оптимальных условий для соответствующих нозологических групп, были выделены VIII основных видов образовательных учреждений: неслышащие, слабослышащие, незрячие, слабовидящие, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, дети с нарушением речи, дети с задержкой психического развития, дети с ментальными нарушениями. Для каждой группы детей были организованны специальные (коррекционные) школы. В таких специальных школах организовывались специальные условия для конкретной группы детей. Легко заметить, что здоровых детей в таких учреждениях, в силу понятных причин, не бывает.

Учебный план таких образовательных учреждений (кроме школ для детей с ментальными заболеваниями) отличается  своеобразием, в том числе и увеличением сроков освоения  программы, поскольку у детей с теми или иными нарушениями есть потребность в более медленном темпе при изучении программы, более длительном развитии: особенно это касается абстрактно-логического мышления. Как правило, выпускники таких школ по её окончанию  вольны поступать в те учебные заведения, в которых им хотелось бы продолжать обучение,разумеется с учётом их индивидуальных возможностей и  достижений.

В силу своего ограниченного круга потребителей  коррекционные  школы часто обладают статусом интернатов, поскольку некоторые дети вынуждены ездить в эти школы из удалённой местности.

За время своей многолетней работы  коррекционные школы-интернаты  приобрели свой индивидуальный и неповторимый облик и стиль, который позволяет проводить коррекционную работу в круглосуточном режиме.

Место специальной коррекционной школы в системе образования

Некоторые специалисты намерено противопоставляют две системы: систему коррекционных школ и инклюзивное образование. Однако если разобраться, то становится очевидным тот факт, что каждая система обладает как своими преимуществами, так и недостатками, и обе эти системы могут взаимовыгодно дополнять друг друга.

Как показывает практика, сосуществование коррекционных и инклюзивных школ – это тот путь, которым идёт и  зарубежная  педагогическая наука. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в социум  – необходимая потребность любого гуманного общества. Однако нужно учитывать, что есть категории детей-инвалидов, которым сложно включиться в общую работу в  классе со здоровыми детьми в силу тотальных и серьёзных ограничений.

Многие считают, что для нормализации инклюзивного процесса необходимо лишь создать равные условия: безбарьерную среду, наличие специальных средств и пр. Конечно, наличие безбарьерной среды – очень важный фактор для свободы передвижений и действий ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Однако очевидно, что сама по себе безбарьерная среда не может быть причиной успешного обучения ребёнка-инвалида: для обучения таких детей требует большие материальные вложения, чем  стоимость пандуса или электронной лупы.

Многие авторы зарубежных исследований инклюзивного образования выделяют такой отдельный фактор успешности инклюзии, как психологический. Во многом  инклюзивное образование построено на идее не только включения, но и принятия ребёнка-инвалида социумом. Это важнейшая социальная миссия инклюзии периодически (как правило, не специалистами) превозносится над всем остальным. Однако, в этом ли суть образования?

Для всех очевидно, что процесс образования должен опираться на индивидуальные особенности каждого ребёнка. Довольно часто потребность обучаться путают с потребностью общаться. Но это не одинаковые понятия. Обучение – это всегда освоение нового, и не просто нового, а  конкретного направления человеческой деятельности. А общение – это способ обмена информацией. То есть, процессы общения и обучения не тождественны, хотя, в известной мере, взаимозависимы.

Итак, мы видим цель инклюзивного образования в нормализации коммуникации между детьми с ограниченными возможностями и здоровыми сверстниками.

Специальное же образование создаёт условия для обучения, а, следовательно, должна опираться в своей работе на получение детьми с ограниченными возможностями здоровья полноценного образования в пределах общеобразовательной программы. Из этого утверждения видно, что инклюзивное образование ни в коей мере не может заменить специального (коррекционного) образования, поскольку они преследуют совершенно разные цели.

Есть множество пороков развития ребёнка и  факторов, приводящих к его инвалидности, которые не влияют на его интеллектуальное развитие. Это относится к детям - колясочникам, детям-астматикам, детям с некоторыми генетическими заболеваниями, не затрагивающими интеллектуальные функции. Таким детям  действительно комфортно обучаться в массовой школе и, в силу особенностей их дефекта, им необходимо общение со здоровыми сверстниками. Нарушения в здоровье этих детей не носят  тотальный характер и не препятствуют  развитию их индивидуальности.

Однако сенсорные нарушения (нарушение зрения или слуха), детский церебральный паралич, нарушение речи – эта та группа нарушений, которая никогда не будет излечена. Дети с такими нарушениями всегда останутся ограниченными в своих возможностях и здесь задача обучения меняется. Это дети-инвалиды, которые должны научиться жить со своим дефектом и использовать сильные стороны своей личности. Для этих групп детей навыки общения сами по себе вне обучения не имеют смысла. Эти навыки рождаются у них в естественной ведущей продуктивной деятельности – в обучении. То есть, происходит замещение потребности в общении (в отличие от предыдущей группы детей) в потребность трудиться (учиться). Только достигнув результатов в обучении, воспитанники коррекционных школ могут научиться общаться со здоровыми сверстниками. Поскольку процесс  обучения затруднён естественными причинами (отсутствием или недоразвитием какого-либо важного органа), то обычно принятые методы и приёмы   обучения не всегда им доступны. Личность детей с такими нарушениями своеобразна и никогда не будет похожа на личность здорового ребёнка. То, что здоровый делает естественным путём, нездоровый ребёнок часто достигает путём титанических усилий. То, что здоровому ребёнку может даваться с трудом, иногда легко достаётся ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.

В США и Западной Европе давно уже поняли эту разницу целей и наряду с развитием инклюзивного образования развивают также и  специальные школы. Например, знаменитая школа Перкинса для слепых в США  является типичным представителем коррекционной школы для незрячих детей.

Даже в США с их развитой инфраструктурой пришли к выводу, что такие нарушения как слепота и слабовидение требует особых постоянных условий, которые ни в одной общей школе организовать невозможно. В оплоте инклюзивной практики – в Англии также существует специальные школы и примерно для тех же категорий детей, которые и у нас в России обучаются в специальных коррекционных школах.

Всё это говорит о том, что цели инклюзивного и специального образования глубоко различны, но их нельзя противопоставлять друг другу.

Специальная школа нужна для поиска оптимального образовательного маршрута. Дети социализируются не в течение обучения, как при инклюзивной практике (первичная цель - общение), а по результатам обучения ( первичная цель - обучение).

Специальная (коррекционная) школа вчера, сегодня завтра… 

В соответствии с ФЗ-273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. родители вправе выбирать образовательное учреждение по своему усмотрению. Такая свобода выбора создала конкурентное поле между образовательными организациями. Такая конкуренция не могла пройти бесследно для специальных (коррекционных) школ.

Ещё со времён СССР в специальную школу направляли тех детей с ограниченными возможностями здоровья, у которых возникали значительные трудности в освоении общеобразовательной программы. Однако, в силу менталитета и общественных предубеждений решение родителей  направить своего ребёнка в специальную (коррекционную) школу было сравнимо с решением «списать пилота с самолёта». И действительно, слово «специальная» и «коррекционная» вызывает тревогу у любого родителя. Тем не менее, неуспешных в массовой школе детей направляли именно в специальную (коррекционную) школу. В этом и была одна из причин открытия коррекционных школ – создание  возможности обучения для детей, которые более нигде не могли успешно получить образование.

С  течением времени  специальные (коррекционные) школы образовали целую систему учреждений, работа которых направлена на создание полноценных трудовых ресурсов из числа инвалидов. Во многом советская идеология и пропаганда ценности труда сыграла позитивную роль в развитии коррекционных школ. Целью таких школ было обучение и воспитание полноценного гражданина, который был бы полноправным членом общества. Эта нацеленность на результат работы во многом предопределил дальнейшее развитие и специфику таких школ.

Но, если ранее в коррекционные школы дети зачислялись только по специальным направлениям, то в настоящее время родители могут самостоятельно выбирать форму обучения для своего ребёнка. Это коренным образом изменило ситуацию. Если ранее специальная (коррекционная) школа  пополнялась только  за счёт «направляемых» детей, то теперь коррекционная школа вступает в конкурентную борьбу со всеми массовыми школами.

Такая конкурентная борьба во многом определяет дальнейшее развитие коррекционных школ. Ведь речь идёт уже не о направлении ребёнка, а об  осознанном  выборе родителей!

 



Источник: http://pavelsuvorov.livejournal.com/4334.html
Категория: работа и образование | Добавил: Пилюлькин (13.09.2014) | Автор: П. А. Суворов
Просмотров: 2372 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный хостинг uCoz
Преодоление - мы делаем людей сильными! Сайт для продвинутых людей, современные технологии без комплексов. Мобильность, интеграция, коммуникация и инновация для инвалидов  Искусство созданное без рук инвалидность не приговор ”voi-deti.ru”