Впервые я осознала свою инвалидность, когда
училась в 5 классе спецшколы для детей с ДЦП. Именно тогда нас начал мучить
вопрос: почему мы учимся здесь, а не рядом с домом? Об этом меня спрашивали и
приятели во дворе, которым, кстати, я порой помогала с уроками.
В Норвегии
Сейчас понимаю: наступил период подросткового
брожения, попыток определить свое место в мире. Раньше мы просто принимали мир
таким, какой он есть. Я отлично знала, что не могу бегать и прыгать через
веревочку, но ничуть не комплексовала по этому поводу. Иногда даже удивляла
друзей неожиданными умениями. Как-то, по примеру мальчишек, научилась
забираться на детскую горку не по лесенке, а по самой горке. Многие девчонки во
дворе этого не умели и очень удивились моей цепкости.
Впрочем, и тогда, в 5 классе, кризис прошел
довольно быстро. Опытные учителя не заостряли внимание на нашем заболевании.
Они просто втолковали нам, что программа в интернате растянута на год, и если
мы захотим перейти в «массовую школу», то окажемся на класс младше. Такая
перспектива никого не радовала, и вопросы утихли сами собой. Правда, когда в
конце выпускного 9 класса встал вопрос, куда идти дальше, я категорически
заявила: «Только не в учреждение с приставкой "спец”!» К тому времени я уже 2
года училась в детской художественной школе и знала, что могу вполне нормально
ладить со здоровыми сверстниками.
Я поступила в библиотечный техникум и
оказалась в сказочной атмосфере всеобщего равноправия и кипучей
интеллектуальной жизни. Отношения в группе казались мне замечательными,
некоторые педагоги – и вовсе гениями. Техникум действительно славился на всю
Москву преподаванием литературы почти как на филфаке и бунтарским духом. (Между
прочим, именно там я впервые в старом номере «Нового мира» прочитала рассказ
Солженицына.) Тогда я почти поверила в то, что между мной и однокурсниками нет никакой
разницы. Учителя всячески поддерживали эту уверенность, побуждая даже выступать
на общетехникумовских литературных вечерах.
Три года пролетели незаметно. Хотя я уверенно
шла на «красный» диплом, твердо решила после окончания идти работать: 20 лет –
пора… Чтобы облегчить процесс, я даже упросила ВТЭК дать мне третью группу. Те,
пожав плечами и предупредив, что вернуть вторую будет сложно, дали. Если бы я
знала, что потенциальные работодатели будут оценивать меня не по бумажкам, а по
внешности!.. Правда, через несколько лет мне повезло: умный молодой
председатель ВТЭК без моей просьбы вернул вторую группу инвалидности и даже
сделал ее бессрочной. Но тогда я и не подозревала, каким серьезным испытанием
окажется это невинное желание – работать «как все»…
Перед выпускными экзаменами, как и многие
однокашники, я получила распределение в центральную библиотеку своего района.
Меня это вполне устраивало. Но когда я объяснила заведующей «моей» библиотеки,
зачем пришла, то сразу услышала: «Как же ты работать будешь? Вдруг со стремянки
упадешь?» На робкое возражение, что стремянок не боюсь и вообще в библиотеках,
тем более центральных, есть разная работа, я услышала: «Ну, нельзя же тебя на
выдачу посадить – читатели ничего не поймут!» Поняв, что спорить бесполезно, я
попросила оформить отказ. На это заведующая выдала: «Зачем тебе отказ? Тебя все
равно никуда не возьмут»…
Отказ она потом все-таки оформила – под
нажимом мамы. В Управлении культуры мне дали другое распределение. На новое
место мы пришли уже вдвоем. При маме заведующая вела себя сдержаннее, обещала
подумать, а заодно уговаривала меня продолжить учебу: «С таким дипломом, как у
вас…» В общем, было ясно, что и там ничего не «светит». Мама обратилась к
знакомым, я прошлась по библиотекам, вплоть до Ленинки, – глухо. Брать меня
никто не хотел…
После защиты
кандидатской диссертации, 1998 год
Выручила преподаватель техникума, которой
рассказали о моей проблеме. Она быстро нашла мне место в небольшой
научно-технической библиотеке ВНИИЦ «Агроприбор». (Я проработала там почти 8
лет, успев за это время заочно окончить университет и поступить в аспирантуру.)
Библиотека размещалась в большом зале, где, кроме меня и заведующей, сидело
несколько переводчиков и референтов из отдела патентной информации. С ними я
быстро подружилась. А вот отношения с другими сотрудниками не складывались. Как
заметила одна из сотрудниц, на меня «ходили смотреть, как на зверя в зоопарке».
Напряжение нарастало. Я забилась в дальний угол зала…
Однажды, когда я сидела в своем углу и
перебирала какие-то карточки, ко мне подошла член местного комитета комсомола.
Сначала о чем-то спросила, а потом протянула книжку: «На, почитай. Хорошая
вещь. Только быстро. За два дня осилишь?» До сих пор не знаю, кто направил ее
ко мне. Даже имени не помню – вскоре эта девушка уволилась.
Так у меня в руках оказалась потрепанная
книга психолога Владимира Леви «Искусство быть другим». Я проглотила ее за
день, потом перечитала… и увидела мир иным. Я увидела девчонку с нечеткой
речью, шаткой походкой и дрожащими от волнения руками, которая затравленно
смотрит на окружающих из своего угла и поняла, что эта девчонка – я.
Оглянувшись, я наконец-то заметила, что похожих на меня людей в «Агроприборе»
нет, и потому любопытство окружающих – естественно. (Разумеется, они могли бы
вести себя более тактично. Но, во-первых, на дворе была середина 80-х, а,
во-вторых, ничего явно оскорбительного эти люди не делали. Возможно даже, что
их излишняя назойливость, в значительной мере, была плодом моей мнительности.)
Осталось только понять, как вести себя в этой ситуации.
И тут я вспомнила, как лет в 13 начала сама
ходить за продуктами в магазин. Сначала было страшно открыть рот: вдруг кассир
или продавец не поймет, что я говорю? Но оказалось, что все меня нормально
понимают, а если даже чего-то не разберут, спокойно переспрашивают. Может, и
тут все не так страшно? Надо просто принять, что люди не обязаны с первого (да
и со второго) взгляда видеть в тебе умницу, незаменимого работника и
интересного собеседника. Им приходится продираться к тебе не только через
обычное незнание (чужая душа, как известно, потемки), но и через твою не
слишком выигрышную внешность. Воспринимая их как недоброжелателей, я еще больше
осложняла им этот путь. Я заставила себя успокоиться, начала сама подходить к
читателям, предлагать помощь – и вдруг оказалось, что почти все они – милые,
интеллигентные люди. Некоторые из них со временем стали заглядывать в
библиотеку просто поболтать, благо, работы становилось все меньше, а перемены,
происходящие в стране, давали богатую пищу для разговоров.
С тех пор я четко усвоила: да, я – инвалид.
Это вовсе не значит, что я хуже или лучше других. Просто время от времени жизнь
подкидывает ситуации, в которых моя внешность и особенности речи мешают людям
увидеть другие черты личности. В этом никто не виноват. Но, поскольку
произвести благоприятное впечатление нужно именно мне, я со временем (далеко не
сразу!) научилась скрывать волнение и сдерживать раздражение, когда
человек ведет себя не так, как мне хочется. Я научилась трезво оценивать свои
возможности, четко и качественно выполнять любое порученное дело, ведь только
так можно убедить начальство, что на меня можно положиться. Благодаря этому,
сегодня количество работы у меня зависит только от того, сколько я сама хочу на
себя взвалить.
Анализируя собственный опыт и наблюдая за
другими, я поняла: гораздо легче сделать инвалидность «козлом отпущения»,
универсальным объяснением всех своих проблем и неудач, чем признать ее
неотъемлемой частью своей индивидуальности. Не сомневаюсь: не будь
инвалидности, моя жизнь сложилась бы иначе – я сама была бы другой. Однозначно
была бы другая профессия, возможно – иные увлечения. Была бы она лучше или
хуже, я не знаю и никогда не узнаю. У жизни нет сослагательного наклонения…
Екатерина Зотова – кандидат
филологических наук, педагог, корреспондент газеты «Русский инвалид».
Источник: http://neinvalid.ru/avtorskie-kolonki/ya-invalid-i-ya-nastaivayu-na-etom/ |